Выскажусь по поводу последнего альбома Depeche Mode - Memento Mori (2023). Написал уже довольно давно о нем, положил в стол, но сейчас начал слушать альбом и вроде понял что не так. Пишу снова.
Сразу скажу, что для меня DM закончили свое творчество в 1997-ом году альбомом-агонией Ultra. Для меня он очень грустный. Даже в довольно энергичных треках, а они вообще-то почти все танцевальные, сквозит плохо скрываемый сплин и ноты прощания.
Дело в том, что творчество DM разделилась на 2 эпохи как с точки зрения истории этого масштабного проекта, так и настоящей истории нашего мира. И это характерно для многих музыкальных формирований. Не буду грузить экономическими теориями, но очевидно, что ближе к 21 веку мир изменился навсегда. На сферу музыкального бизнеса это повлияло непосредственно с появлением цифрового MP3 формата. С этим было связано много изменений в мировом шоу-бизнесе. Изменились потребности и людей. Реакция искусства на все это безобразие была незамедлительной.
Многие музыканты оказались не в своей тарелке. Приведу такую метафору: бикфордов шнур искрился, напряжение росло, а потом его перерубили и все успокоились. "Пластиковый мир победил". Альбом Exciter 2004-го года похож на альбомы других групп-ветеранов того времени. Неуклюжие заигрывания с электроникой в предположительно компьютерных секвенсорах, попытка влиться в новое время, непонятная приторность саунда и тематики песен.
Но пост о новом альбоме, который называется как-то очень уж прямолинейно и мрачно. Не думаю, что это потому что ребята действительно, надо признать, сильно постарели. А Флетчера недавно не стало. Да, в свое время группа Skinny Puppy тоже посвятила умершему товарищу несколько треков на альбоме Process. Но, как я писал выше, завеса тьмы окутала музыкальное пространство еще в конце 1990-х. Кстати, культура циклична - почти в такт пертурбациям общества. Это одна из причин, почему Депеш Мод изменились и в конце концов выдали такой ровную, мрачную, скучноватую, холодную работу. И это первая причина.
Второй причиной того, к чему пришла группа сегодня я считаю уход Алана Уайлдера после моего любимого Songs of Faith and Devotion. Об этом косвенно говорит также вот что: DM задействовали чуть ли не весь штат лейбла Mute, чтобы создать более-менее достойное звучание (и это удалось). Ну, еще вспомним первый альбом с Винс Кларком - совсем другой даже по настроению. И наконец, вот третий факт - Алан занялся своим проектом Recoil и несмотря на крайне насыщенные аранжировки, суперхитов не получилось (поклонники, извините). Все это приводит к одной простой и закономерной мысли, что квартет с Аланом в составе имел отдельную творческую силу, нежели по отдельности. Мне это кажется вполне логичным, несмотря на гениальность каждого из участников.
Memento Mori звучит очень неплохо. Замечательный production. Разнообразные треки. Зрелая лирика. Глубокое погружение во вселенную. Но это констатация того, что в ней происходит. Кипения, борьбы, конфликтов, страсти, наркотиков (я против их употребления, конечно)... нет и не было как я написал выше уже на Ultra. Помню еще клип Where’s the Revolution 2017-го, но это все же не то что надо. Вот что я слышу - баллады об утраченном безвозвратно. Наверное, это симптоматично и Гор&Гаан тоже не устояли: мы все уже плохо создаем эмоции, мы их потребляем вместе со всем остальным.
Я бы назвал этот альбом post-Depeche Mode в стиле post-pop. Что-то как обычно с приставкой "пост-" очень серьезное. Некое переосмысление так и напрашивается, — а чего не всегда понятно. Так оно и должно все быть. Нельзя петь о том, чего уже нет. Ведь DM невероятно прославились вследствие того, что на радио звучали песни, которые были в мировых чартах. Это были 100%-е поп-хиты. Несмотря на экспериментальность, даже авангардность звучания опять же с подачи Уайлдера. Тут можно сказать о последней причине того, что они никогда не будут прежними. Это скорее следствие, но - все же DM перестала создавать поп-хиты высокого уровня. На "Ультра" они еще были, потом огонь стал, по моему мнению, довольно быстро затухать.
Конкретно если говорить о треках этого года, то выделяются, бесспорно, первый и последний, сингл My Cosmos Is Mine и Speak To Me. Остальные производят впечатление тягучего медитативного погружения в поисках неких ответов... впрочем, такое ощущение при прослушивании песен DM возникало и раньше. На этом закончим обзор и пожелаем творческому коллективу Depeche Mode еще много песен.
Какой трек понравился вам? Напишите в комментариях, буду рад узнать ваше мнение.
Нравится публикация? Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Жду ваших лайков и комментариев. По поводу интервью, сотрудничества, идей постов пишите ниже или сюда: arts.sound@yandex.ru.