Найти тему

Depeche Mode - Memento Mori (2023) - во все времена помни о том, кто ты

Выскажусь по поводу последнего альбома Depeche Mode - Memento Mori (2023). Написал уже довольно давно о нем, положил в стол, но сейчас начал слушать альбом и вроде понял что не так. Пишу снова.

Мировой тур уже начался.
Мировой тур уже начался.

Сразу скажу, что для меня DM закончили свое творчество в 1997-ом году альбомом-агонией Ultra. Для меня он очень грустный. Даже в довольно энергичных треках, а они вообще-то почти все танцевальные, сквозит плохо скрываемый сплин и ноты прощания.

Дело в том, что творчество DM разделилась на 2 эпохи как с точки зрения истории этого масштабного проекта, так и настоящей истории нашего мира. И это характерно для многих музыкальных формирований. Не буду грузить экономическими теориями, но очевидно, что ближе к 21 веку мир изменился навсегда. На сферу музыкального бизнеса это повлияло непосредственно с появлением цифрового MP3 формата. С этим было связано много изменений в мировом шоу-бизнесе. Изменились потребности и людей. Реакция искусства на все это безобразие была незамедлительной.

Многие музыканты оказались не в своей тарелке. Приведу такую метафору: бикфордов шнур искрился, напряжение росло, а потом его перерубили и все успокоились. "Пластиковый мир победил". Альбом Exciter 2004-го года похож на альбомы других групп-ветеранов того времени. Неуклюжие заигрывания с электроникой в предположительно компьютерных секвенсорах, попытка влиться в новое время, непонятная приторность саунда и тематики песен.

Но пост о новом альбоме, который называется как-то очень уж прямолинейно и мрачно. Не думаю, что это потому что ребята действительно, надо признать, сильно постарели. А Флетчера недавно не стало. Да, в свое время группа Skinny Puppy тоже посвятила умершему товарищу несколько треков на альбоме Process. Но, как я писал выше, завеса тьмы окутала музыкальное пространство еще в конце 1990-х. Кстати, культура циклична - почти в такт пертурбациям общества. Это одна из причин, почему Депеш Мод изменились и в конце концов выдали такой ровную, мрачную, скучноватую, холодную работу. И это первая причина.

Второй причиной того, к чему пришла группа сегодня я считаю уход Алана Уайлдера после моего любимого Songs of Faith and Devotion. Об этом косвенно говорит также вот что: DM задействовали чуть ли не весь штат лейбла Mute, чтобы создать более-менее достойное звучание (и это удалось). Ну, еще вспомним первый альбом с Винс Кларком - совсем другой даже по настроению. И наконец, вот третий факт - Алан занялся своим проектом Recoil и несмотря на крайне насыщенные аранжировки, суперхитов не получилось (поклонники, извините). Все это приводит к одной простой и закономерной мысли, что квартет с Аланом в составе имел отдельную творческую силу, нежели по отдельности. Мне это кажется вполне логичным, несмотря на гениальность каждого из участников.

-2

Memento Mori звучит очень неплохо. Замечательный production. Разнообразные треки. Зрелая лирика. Глубокое погружение во вселенную. Но это констатация того, что в ней происходит. Кипения, борьбы, конфликтов, страсти, наркотиков (я против их употребления, конечно)... нет и не было как я написал выше уже на Ultra. Помню еще клип Where’s the Revolution 2017-го, но это все же не то что надо. Вот что я слышу - баллады об утраченном безвозвратно. Наверное, это симптоматично и Гор&Гаан тоже не устояли: мы все уже плохо создаем эмоции, мы их потребляем вместе со всем остальным.

-3

Я бы назвал этот альбом post-Depeche Mode в стиле post-pop. Что-то как обычно с приставкой "пост-" очень серьезное. Некое переосмысление так и напрашивается, — а чего не всегда понятно. Так оно и должно все быть. Нельзя петь о том, чего уже нет. Ведь DM невероятно прославились вследствие того, что на радио звучали песни, которые были в мировых чартах. Это были 100%-е поп-хиты. Несмотря на экспериментальность, даже авангардность звучания опять же с подачи Уайлдера. Тут можно сказать о последней причине того, что они никогда не будут прежними. Это скорее следствие, но - все же DM перестала создавать поп-хиты высокого уровня. На "Ультра" они еще были, потом огонь стал, по моему мнению, довольно быстро затухать.

Конкретно если говорить о треках этого года, то выделяются, бесспорно, первый и последний, сингл My Cosmos Is Mine и Speak To Me. Остальные производят впечатление тягучего медитативного погружения в поисках неких ответов... впрочем, такое ощущение при прослушивании песен DM возникало и раньше. На этом закончим обзор и пожелаем творческому коллективу Depeche Mode еще много песен.

Послушать >>>

Какой трек понравился вам? Напишите в комментариях, буду рад узнать ваше мнение.

Нравится публикация? Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Жду ваших лайков и комментариев. По поводу интервью, сотрудничества, идей постов пишите ниже или сюда: arts.sound@yandex.ru.