Найти тему
Бердчанка

Религия в Абхазии. Абхазский монокульт.

Статья от читательницы

Недавно я впервые побывала в Абхазии.

Удивительная страна, страна контрастов!

Мне хотелось бы рассказать об их верованиях.

Начну с того, что религиозные взгляды абхазцев играют для важную роль, имеют большое место в жизни и даже отражены во флаге республики.

флаг Абхазии
флаг Абхазии

Флаг Республики Абхазия представляет собой горизонтальный прямоугольник, три четверти которого занимают белые и зеленые полосы, а одна четверть – красное поле. Три белых и четыре зеленых полосы символизируют единство двух религий – христианства и ислама. Красный цвет – символ воинской доблести абхазского народа. Раскрытая ладонь означает радушие и гостеприимство абхазцев.

И, наконец, семь пятиконечных звезд. На территории республики расположены семь священных капищ, совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»):

  1. Дыдрыпш ныха - гора Дыдрыпш у села Ачандара,
  2. Лых ныха - поляна Лыхнашта (центр села Лыхны),
  3. Лдзаа ныха - рядом со священной рощей сосны в Пицунде,
  4. Инал куба близ селения Псху,
  5. Адагуа ныха - гора в районе Цабала,
  6. Лашкендар - гора Лашкендар со святилищем у Ткуарчала.

По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения. Некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

(если кому-то будет интересно, могу подробнее рассказать в отдельной статье про каждое из них).

Святилища почитаются каждым абхазцем. Вести там «службу» могут только жрецы, которые избираются из представителей древнейших абхазских фамилий:

1. Гочуа (Лдзаа-ныха),

2. Харчлаа (Лашкендар),

3. Чичба (Дыдрыпш-ныха),

4. Шакрыл (Лых-ныха),

5. Шинкуба (Елыр-ныха).

Жрец по-абхазски будет аныха паю (в переводе «сыновья святилища»).

-2

Вообще религия абхазцев уникальна тем, что это - реликтовый, сохранившейся до наших дней пример изначального монотеизма – «древнейшей религии человечества». Адепты современной религии абхазского народа позиционируют ее как пантеистическую, т.к. верят, что бог Анцва имеет бесконечное множество своих воплощений, потому что он сам и есть Природа, а также не может считаться ни злым, ни добрым, поскольку соединяет в себе оба этих понятия.

У каждого абхазца есть отчий дом, откуда ведет начало его семья. Все знаковые события семьи (свадьба, похороны, рождение детей) они отмечают всей огромной семьей в этом доме. Кстати, об объединении религий: парадоксально, но абхазцы, исповедующие ислам, так же широко празднуют как Курбан-байрам, так и Пасху. То же самое касается и тех, про исповедует христианство.

Но все вместе они раз в год собираются в родном доме, на территории которого обязательно есть свое родовое святилище, и совершают жертвоприношения согласно своему языческому монокульту. Как правило, обряд заключается в следующем: закалывается животное (обычно это козел), из него извлекаются потроха. Старейшина семьи берет в одну руку ветку фундука с нанизанным на нее сердцем и печенью животного, а в другую – стакан красного вина. Затем все по очереди члены семьи пробуют печень и сердце жертвенного козла и пьют вино. А после этого начинается большое застолье, которое длится до самого утра…

Что меня поразило: абхазцы не хоронят своих родных на кладбищах. Возле каждого такого отчего дома есть свое кладбище прямо во дворе. Конечно, в Абхазии есть кладбища, но их крайне мало, и там похоронены либо приезжие, либо те, у кого не осталось родственников и их уже некому хоронить в родном доме. Поэтому многие подобные дома стоят просто заброшенными, и никто их не покупает, т.к. при покупке ты приобретаешь не только жилище, но еще и кладбище…

Вообще абхазцы – очень гостеприимный и сплоченный народ. У них не существует ни детских домов, ни домов престарелых, ни даже бомжей. Там такое даже сложно представить, что какой-то страждущий человек может остаться один, без помощи, поддержки и крова. Ты можешь зайти в любой дом в любое время суток, и тебе обязательно нальют стакан вина и дадут поесть. Именно поэтому в доме абхазцев всегда много вкусной еды и вина, а самый страшный кошмар, если двери их дома навсегда закроются…

Я побывала в одном из семи святилищ - поляна Лыхнашта. С одной стороны поляны находится древний храм, построенный в 10 веке. В нем до сих пор сохранились фрески 13-14 веков. Храм не реконструировался и имеет первозданный вид. На фото видна железная крыша: она поставлена над храмом для того, чтобы дождь не разрушал его.

 поляна Лыхнашта
поляна Лыхнашта
-4

С другой стороны поляны расположена священная липа – тотем и место силы абхазцев. Дереву 150 лет! Липа поражает своими размерами! Она невероятно высокая, раскидистая, а обхватить ее могут наверное человек десять, не меньше. Под этой липой принимают разные важные решения старейшины. Что интересно: здесь могут решаться как вопросы частного порядка, так и государственные. И решение совета старейшин не может отменить никто, даже президент республики.

-5

В этом году для абхазцев произошло чудовищное преступление. Двое товарищей пришли ночью с бензопилой и подпилили по диаметру липу. Произошло это в период сокодвижения, когда дерево наполняется соком, просыпаясь от зимнего сна. Если в этот период повредить дерево, оно погибнет. В данном случае ситуация усугублена тем, что дерево очень старое, не имеет сердцевины и, по сути, держится на одной коре, которую практически насквозь пропилили вандалы.

-6

Но произошло самое настоящее чудо – дерево ожило и зацвело. Сейчас оно зеленое и красивое. Конечно, местные жители всячески помогают растению: на фото видны специальные капельницы с раствором для укрепления дерева, а также различные вспомогательные крепления. Мое мнение: чудо действительно произошло, но чудо рукотворное. Абхазцы заказали в Китае уникальное средство для укрепления растения, местные экологи придумали, как помочь липе самой себя восстановить. Они вырезали около 150 палочек, воткнули их по обеим сторонам подпиленной коры, и сок пошел как по мостикам, заживляя растение. Вот, что делает сплоченность, единодушие народа и уважение своей истории и культуры!

Этих двоих нашли. Точно неизвестно, но вроде бы они являются какими-то сектантами, и получили «задание» уничтожить священного дерево.

Теперь их будут судить и, возможно, по законам крови, которые у абхазцев до сих пор практикуются. Правда, по словам местных жителей, все реже и реже, но все же кое-где время от времени и появляются известия о таком наказании. Кстати, решение о наказании за этот акт вандализма будет приниматься старейшинами под этой самой липой…

-7

Если интересно, могу в следующий раз рассказать про восстание абхазцев на поляне Лыхнашта, которое в народе прозвали «странным», и трагическую участь народа убыхи и как они связаны с Красной поляной в Сочи.