Рубрика "фэнтези стран мира". Роман от дубайско-американского пакистанца. Псевдоземля с псевдоосманами и псевдотамплиерами. Чуть изменена география и топонимы. Но шейхи, шахи, дожи, янычары и магистры на месте. Расположение местного Константинополя узнаваемо. По времени — высокое средневековье с аркебузами и бомбардами. Крестоносцы хотят отвоевать Костани. Шейх Мурад призывает героя-янычара помешать этому. Сложно передать неспособность автора к плавному течению сюжета. Представьте себе гирлянду с редкими флажками — чередуются черно-красные флажки, в цветах Черного Легиона Михея Железного и зелёно-золотистые, в цветах янычара Кевы-Кузнеца. На этих флажках изображены какие-то важные, но статичные, выхваченные из небытия пафосные сцены. И расстояние на нити сюжета между этими флажками-сценами достаточно велико. Вот примерно так я воспринимаю неуклюжую эпизодичность романа. Автор сам заворожен красотой (кажущейся) и драматизмом (ложным) сцен, связность сюжета для него вторична.
Нет, конечно, идея реконкисты Константинополя может греть душу. Но то, как это реализовано в романе, вызывает большие вопросы. И дело даже не в магической помощи, а в скомканности и сумбурности произошедшего. Вспомнился мне тут штурм дворца Амина. Всего лишь дворец. Две тысячи охранников, целых пятьсот сорок советских спецназовцев! В "Стальных богах" сто паладинов вышли из подземелья в центре огромного города, прорвались к набережной и захватили аж целых семь "морских стен". И всего семьдесят погибло. Кстати, долго пытался понять, что за "морские стены" имел ввиду автор. Получается, что это некие мосты над заливом, артиллерийские галереи. Мы все помним, что с защитой Золотого Рога худо-бедно справлялась простая железная цепь.
Никогда не был заклёпочником, но чем меньше захватывает роман, тем больше хочется придираться, тем более, если автор сам подставляется. Мне с самого начала романа казалось, что всё происходит как-то уж очень быстро. То ли мир маленький, то ли автор плохо считает. Итак самый яркий пример. Костани захвачен ровно неделю назад (есть чёткие указания на это в тексте), а в город уже приплывает из столицы Крестеса патриарх с хористами и свитой. Путём несложных расчётов вычисляем, что от Гипериона, столицы Крестеса, до Костани ровно пятьсот миль (как исходная точка взяты указанные семьсот миль по суше от Костани до Зелтурии). Причем патриарх таким же прямым текстом утверждает, что не верил во взятие города, а, значит, отправился в путь только после получения известия о падении. Итак неделя - три дня туда, день на сборы и "погружение припасов", три дня обратно. Допустим. Получается, что средняя скорость судна должна составлять 7 узлов в час. И, так как маршрут пройден в обе стороны, значит в одну из сторон судно шло против ветра или если ветер был боковой, в обе стороны пришлось идти крутыми галсами. Вы знаете, посчитал и успокоился. Да, это практически предельная средняя скорость для парусно-гребных средневековых судов, но это возможно.
Поворчали, и будет. Где-то ближе к середине я привык к стилю изложения и этот же стиль позволил автору двигать сюжет вперед огромными рывками. Ровно в середине я понял, что у Ахтара по-хорошему нет башни, и мне это понравилось. Два наших зеркальных героя оперативно перестали быть обычными людьми. Сюжет стал более плавным. В обеих державах началась придворная возня. "Игра престолов" встречает "Великолепный век". Все хотят быть императорами Крестеса, все хотят быть шахами Сирма. И ключ ко всему — великий город Костани. Временные союзы и ненадёжные союзники. Диспозиции сил меняются так быстро, что что только успеваешь восхищённо качать головой. Плюс необычная магия и выморочная теология. Короче, втянулся, и вторую половину проглотил залпом. Всю последнюю треть можно считать одним большим финалом с миллионом твистов. За всю читательскую биографию было не более полудюжины книг, похожих на "Богов" Ахтара, когда скептицизм и недовольство в начале перерастали в восторг к концу романа. Продолжения жду, хотя не очень понимаю, про что оно будет, очень уж сильно прорежены ряды действующих лиц. (Подсмотрел на гудридз — дело будет происходить в южной Аланьи. Но зная теперь Ахтара, уверен, что сюжет может завернуть куда угодно.) 8(ОЧЕНЬ ХОРОШО) Если бы не недовольство началом, оценка была бы ещё выше.