С праздником!
Многие обращают внимание, что иконопись очень консервативна. Если какое-то событие на ней когда-то было изображено, то в последующее время оно будет изображаться аналогично. Но это не совсем так, не всегда так, а в некоторых случаях совсем не так. Обратимся к одному факту русской истории, который вызвал к жизни две совсем разные по композиции иконы, в которых отражены две разные стороны этого события.
Страшен был и грозен 1395 год на Руси, потому что пришел на Русь непобедимый завоеватель Тимур по прозвищу Тамерлан. Древнерусская литература знает его под именем Темир-Аксак, которое дали ему половцы. «Повесть о Темир-Аксаке», написанная не позднее полсотни лет после этих событий, а, возможно, и сразу после этих событий, сообщает о том, как Русь духовно готовилась к нашествию врага. Конечно, князь Василий отправился с войском в поход, но митрополит Киприан, со временем прославленный Церковью как святой, посылает во Владимир за иконой, которую мы называем Владимирской иконой Богоматери. Через одиннадцать дней икона достигла Москвы, и православные вышли навстречу образу Богоматери. Именно в этот день, 8 сентября по новому стилю, Тимур развернул свои войска и оставил уже завоеванные русские земли.
По краткой версии «Повести о Темир-Аксаке»: «В тот самый день, как принесли икону Пречистой Богородицы из Владимира в Москву, — в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратилися без успеха...».
Встречу иконы около Москвы и изображает одна из описываемых нами икон - «Сретение Владимирской иконы Богоматери». Скорее всего, самые ранние изображения не сохранились. А вот от шестнадцатого и позже такие иконы есть.
Встреча Владимирской иконы Богоматери, которую несут священнослужители, москвичами во главе с митрополитом Киприаном происходит за пределами города. Так описано в "Повести..."
На более поздних иконах встреча предполагает единение двух крестных ходов, одного из Владимира, а другого из Москвы. Не удивительно, ведь князь Василий Дмитриевич учредил крестный ход в честь спасения от Тимура, и он проходил от Кремля к месту встречи Владимирской иконы, на котором стоял новый храм. В последующее время были учреждены по этому же маршруту и другие крестные ходы, в честь воинских побед, да и встречали победителей часто на этом месте. Это и повлияло на иконописную практику.
А что же другая икона? В развернутой версии "Повести...", явно более поздней, найдено объяснение уходу Тимура с русской земли, и для изображения этого объяснения потребовалась еще одна икона, с изображением того, что в литературе названо «Сон Тимура». «Светлая Жена», приснившаяся завоевателю, в сопровождении множества святителей и небесных сил, запретила ему завоевывать Русь. Именно содержание этого сна и изображено на Елецкой Аргамаченской иконе Богоматери. Елецкая она сразу по двум причинам – лагерь Тимура находился в захваченном Ельце, на горе Аргамач, и именно там ему приснился судьбоносный сон. И прославлена эта икона была в Ельце, скорее всего, первая икона для этого города и написана, в память о том, какую роль сыграл город по воле Божией.
В центре иконы – Богородица с воздетыми в молитве руками. Внизу справа от нее сонм святителей русской земли, которые молятся Ей о помощи их православной паствы. Слева от Нее – гора Аргамач с крепостными стенами города, внутри которых выделяется златокупольный храм. Рядом со стенами – шатры завоевателей. В верхней части иконы множество ангелов в небесах. В центре верха иконы - изображение Святой Троицы, называемое Новозаветная, или Сопрестолие.
В картушах внизу справа цитируется "Повесть...", что делает понятным содержание иконы. Слева описывается история создания иконы. В 1737 году она была написана в Москве и привезена в Елец попечением священнослужителей и уважаемых граждан города. Сразу с этого образа было сделано для других храмов Ельца несколько копий, и вот они сохранились.
Возникает вопрос - а зачем делать через двести с лишним лет изображение этого события в новом образе, ведь икона, посвященная спасению от Тимура, уже существует? Ответ, думаю, надо искать в том факте, что икона "Сретение Владимирской иконы Богоматери" раскрывает то, что происходило в Москве, а икона "Елецкая Аргамаченская", - то, что происходило в Ельце. Дело в том, что Пётр I своим указом 1708 года разделил Россию на 8 губерний. Новый указ императора 1719 года ввёл деление губерний на провинции, и Елец стал центром Елецкой провинции Воронежской губернии. Эти исторические события и вызвали, очевидно, к жизни желание повысить статус города и показать его историческую значимость. Икона показала, что Елец, небольшая крепость, часто разорявшаяся врагом, иногда забрасывавшаяся на десятки лет, место явления Богородицы.
Но поскольку в центре этого события - моление Богородицы о помощи, а многочисленные детали иконы не понятны без пояснений, сложился сокращенный тип изображения.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!