Найти в Дзене
окно в икону

Два образа одного события

С праздником!

Многие обращают внимание, что иконопись очень консервативна. Если какое-то событие на ней когда-то было изображено, то в последующее время оно будет изображаться аналогично. Но это не совсем так, не всегда так, а в некоторых случаях совсем не так. Обратимся к одному факту русской истории, который вызвал к жизни две совсем разные по композиции иконы, в которых отражены две разные стороны этого события.

Страшен был и грозен 1395 год на Руси, потому что пришел на Русь непобедимый завоеватель Тимур по прозвищу Тамерлан. Древнерусская литература знает его под именем Темир-Аксак, которое дали ему половцы. «Повесть о Темир-Аксаке», написанная не позднее полсотни лет после этих событий, а, возможно, и сразу после этих событий, сообщает о том, как Русь духовно готовилась к нашествию врага. Конечно, князь Василий отправился с войском в поход, но митрополит Киприан, со временем прославленный Церковью как святой, посылает во Владимир за иконой, которую мы называем Владимирской иконой Богоматери. Через одиннадцать дней икона достигла Москвы, и православные вышли навстречу образу Богоматери. Именно в этот день, 8 сентября по новому стилю, Тимур развернул свои войска и оставил уже завоеванные русские земли.

По краткой версии «Повести о Темир-Аксаке»: «В тот самый день, как принесли икону Пречистой Богородицы из Владимира в Москву, — в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратилися без успеха...».

Встречу иконы около Москвы и изображает одна из описываемых нами икон - «Сретение Владимирской иконы Богоматери». Скорее всего, самые ранние изображения не сохранились. А вот от шестнадцатого и позже такие иконы есть.

Сретение Владимирской иконы Богоматери 16в.
Сретение Владимирской иконы Богоматери 16в.

Встреча Владимирской иконы Богоматери, которую несут священнослужители, москвичами во главе с митрополитом Киприаном происходит за пределами города. Так описано в "Повести..."

Сретение Владимирской иконы Богоматери. 17в.
Сретение Владимирской иконы Богоматери. 17в.

На более поздних иконах встреча предполагает единение двух крестных ходов, одного из Владимира, а другого из Москвы. Не удивительно, ведь князь Василий Дмитриевич учредил крестный ход в честь спасения от Тимура, и он проходил от Кремля к месту встречи Владимирской иконы, на котором стоял новый храм. В последующее время были учреждены по этому же маршруту и другие крестные ходы, в честь воинских побед, да и встречали победителей часто на этом месте. Это и повлияло на иконописную практику.

А что же другая икона? В развернутой версии "Повести...", явно более поздней, найдено объяснение уходу Тимура с русской земли, и для изображения этого объяснения потребовалась еще одна икона, с изображением того, что в литературе названо «Сон Тимура». «Светлая Жена», приснившаяся завоевателю, в сопровождении множества святителей и небесных сил, запретила ему завоевывать Русь. Именно содержание этого сна и изображено на Елецкой Аргамаченской иконе Богоматери. Елецкая она сразу по двум причинам – лагерь Тимура находился в захваченном Ельце, на горе Аргамач, и именно там ему приснился судьбоносный сон. И прославлена эта икона была в Ельце, скорее всего, первая икона для этого города и написана, в память о том, какую роль сыграл город по воле Божией.

Елецкая Аргамаченская икона Богородицы 19в.
Елецкая Аргамаченская икона Богородицы 19в.

В центре иконы – Богородица с воздетыми в молитве руками. Внизу справа от нее сонм святителей русской земли, которые молятся Ей о помощи их православной паствы. Слева от Нее – гора Аргамач с крепостными стенами города, внутри которых выделяется златокупольный храм. Рядом со стенами – шатры завоевателей. В верхней части иконы множество ангелов в небесах. В центре верха иконы - изображение Святой Троицы, называемое Новозаветная, или Сопрестолие.

В картушах внизу справа цитируется "Повесть...", что делает понятным содержание иконы. Слева описывается история создания иконы. В 1737 году она была написана в Москве и привезена в Елец попечением священнослужителей и уважаемых граждан города. Сразу с этого образа было сделано для других храмов Ельца несколько копий, и вот они сохранились.

Возникает вопрос - а зачем делать через двести с лишним лет изображение этого события в новом образе, ведь икона, посвященная спасению от Тимура, уже существует? Ответ, думаю, надо искать в том факте, что икона "Сретение Владимирской иконы Богоматери" раскрывает то, что происходило в Москве, а икона "Елецкая Аргамаченская", - то, что происходило в Ельце. Дело в том, что Пётр I своим указом 1708 года разделил Россию на 8 губерний. Новый указ императора 1719 года ввёл деление губерний на провинции, и Елец стал центром Елецкой провинции Воронежской губернии. Эти исторические события и вызвали, очевидно, к жизни желание повысить статус города и показать его историческую значимость. Икона показала, что Елец, небольшая крепость, часто разорявшаяся врагом, иногда забрасывавшаяся на десятки лет, место явления Богородицы.

Икона Богородицы Елецкая. Современная икона
Икона Богородицы Елецкая. Современная икона

Но поскольку в центре этого события - моление Богородицы о помощи, а многочисленные детали иконы не понятны без пояснений, сложился сокращенный тип изображения.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!