Многие в современной России негативно относятся к демократии ввиду отрицательного опыта при президенте Ельцине. У многих слово демократия ассоциируется с 90ми, тяжёлым временем жизни. А какую мы вообще демократию строили тогда?
Переворотчики.
Стоит начать с того, что те, кто начал процесс демократических реформ, были крайне опасными персонажами. Руководство страной взяла группа "демократов" во главе с Ельциным. Это были люди, которые только что подписали антиконституционные беловежские соглашения, активно способствовали развалу СССР, провоцируя различные конфликты.
То есть реформы в духе правового государства, верховенства права и закона, обеспечения народовластия, начали осуществлять те, кто принимали решения о будущем страны вне закона, нарушая его.
А если вспомнить события октября 1993 года, то все станет еще яснее. Президент распустил парламент личным указом, который был антиконституционным (по авторитетному мнению Конституционного суда), а затем на фоне сопротивления депутатского корпуса решил силовыми методами предотвратить митинги у Белого дома.
Демократически избранный парламент был расстрелян из танков. О какой здесь демократии идёт речь? При демократии борьба между политиками ведётся в правовом поле с помощью различных институтов (выборы, референдум, публичные дебаты, согласительные комиссии). А у нас получилось, что через два года перехода к демократии случился путч, который окончательно покончил с властью народа.
К тому же характер реформ был крайне недемократическим. Демократия — власть народа. Демократические изменения в стране предполагают перераспределение властных и финансовых ресурсов в пользу большинства, но в ущерб интересам богатого меньшинства.
Однако в случае с приватизацией социалистической собственности в России получилось следующее: народ тотально обеднел, рождаемость в стране снизилась до рекордного уровня, смертность была запредельной, инфляция поражала граждан и экспертов. В России не сформировался устойчивый средний класс.
Получается, что реформы провели в интересах небольшой группы лиц, приближенных к власти, в целях личного обогащения. Наследство СССР было приватизировано настоящими узурпаторами.
Девяностые годы характеризовались расцветом криминала и перерождением представителей милиции и правоохранительных органов (они стали активно сотрудничать с ОПГ). Ни о каком декларируемом правовом государстве речи не шло.
Так в итоге можно считать, что у власти в России в девяностые были настоящие демократы? Разве в России работали на полной основе демократические институты? Разве произошла революция в умах и было абсолютное доминирование демократических ценностей? На все эти вопросы можно однозначно ответить — нет.
Спасибо, что прочитали эту статью, уважаемые читатели! А как вы думаете, что же мы строили в девяностые годы?