Так называемая "оттепель" принесла изрядное количество замечательных фильмов.
И киноповесть Михаила Ромма - одно из лучших тому доказательств. По своей фабуле - это производственное кино. А на производственную тему тогда снималось фильмов выше головы. Из сотни запомнились единицы, благодаря сильным актерам и не шаблонной постановке. Из лучших вспоминаются "Большая семья", "Председатель", "Строится мост", "Время вперёд!" и даже фильм Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся", который в своё время нагонял скуку, а сейчас смотрится, как непререкаемый социально-психологический триллер.
Впрочем "Девять дней одного года" - кино, отличающееся от всех упомянутых.
Оно о тех, кого потом стали называть "шестидесятниками". Те понятия, которые сейчас иронично отождествляют с "физиками" и "лириками", в этом кино имеют серьезный вес и силу.
Физик-ядерщик Гусев (роль Баталова) облучается в ходе эксперимента.
И на восклицания со всех сторон: “Зачем? Для чего?”, отвечает: "А чтобы потом все жили. Чтоб коммунизм был". Необычно услышать в таком фильме твердость и, как будто бы, пафос. Но это не пафос, а искренность.
Три главных героя: Баталов, Смоктуновский и Лаврова - составляют любовный треугольник.
Но страсть со стороны мужчин вялотекуща.
Они, не особо усердствуя, делят между собой женщину, больше занимаясь формулами и вычислениями.
Во время серьезного разговора о том, за кого ей выйти замуж, они оба, совершенно не соперничая, продолжают обсуждать нейтроны. И бедная Лёля (лучшая роль Татьяны Лавровой) хватается за голову: "Боже, до чего они оба умные..." Лёля тоже физик, но и лирик не меньше. Ей хочется семьи и простого женского счастья. Она так понятна и её жальче всех.
Фильм с годами становится только лучше, а запал героев понятней.
Там множество персонажей, но в каждой хоть и небольшой роли - большой артист.
Евстигнеев, Козаков, Дуров, Тетерин, Граббе, Николай Сергеев, Люсьена Овчинникова и ещё с десяток имён. Кино с большой буквы и вне времени.
Друзья! Поддержите канал лайком и подпиской. Каждые четыре дня разговор о кино.