Найти в Дзене
Ленивый художник

Пенсионеры или отличники? Музей русского импрессионизма

При слове пенсионеры воображение легко рисует нам бабушек с сиреневыми волосами, сидящих на скамеечках у парадных и дедушек в фуфайках и трениках. Но так было не всегда. Согласно толковому словарю пенсионер - это человек, получающий пенсию, иными словами денежное пособие на регулярной основе. Итак, с возрастом это никак не связано. В наши дни художники никаких пособий не получают, но могут выиграть конкурс и получить денежные выплаты или грант и т.д. В современных реалиях слова «пенсия» и «пенсионер» имеет и негативные оттенки – бедность, быть на содержании, нетрудоспособность. Применять такие слова к себе не приятно. Но повторюсь, так было не всегда… С 09.02.2023 по 21.05.2023 в Музее русского импрессионизма в Москве проходила выставка под названием… «Отличники». При чем же здесь пенсионеры? Думаю, кураторы не случайно выбрали именно это слово. Опять же, вспомним про негативный окрас слова «пенсионер» в современной лексике. Но выставка рассказывает именно про пенсионеров. Пенсионеров

При слове пенсионеры воображение легко рисует нам бабушек с сиреневыми волосами, сидящих на скамеечках у парадных и дедушек в фуфайках и трениках. Но так было не всегда. Согласно толковому словарю пенсионер - это человек, получающий пенсию, иными словами денежное пособие на регулярной основе.

Итак, с возрастом это никак не связано.

В наши дни художники никаких пособий не получают, но могут выиграть конкурс и получить денежные выплаты или грант и т.д. В современных реалиях слова «пенсия» и «пенсионер» имеет и негативные оттенки – бедность, быть на содержании, нетрудоспособность. Применять такие слова к себе не приятно.

Но повторюсь, так было не всегда…

С 09.02.2023 по 21.05.2023 в Музее русского импрессионизма в Москве проходила выставка под названием… «Отличники». При чем же здесь пенсионеры? Думаю, кураторы не случайно выбрали именно это слово. Опять же, вспомним про негативный окрас слова «пенсионер» в современной лексике. Но выставка рассказывает именно про пенсионеров. Пенсионеров петербургской Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Именно так называли студентов, окончивших эти учебные заведения с медалями и отправленных в Европу на денежные дотации от государства.

Какие были правила для пенсионеров? Выпускники отправлялись заграницу на 3-6 лет. Семейных, к стати, направляли в поездки вместе с женами и детьми.

За это время они должны были регулярно присылать отчеты о проделанной работе в свое учебное заведение, а также раз в год представить на выставку в Академию или Училище отчетную живописную работу.

Подробнее об организации поездок рассказывается на радио «Arzamas» в подкасте «Зачем я это увидел?» (очень рекомендую послушать их лекции).

Но вернемся к Музею русского импрессионизма. Не могу оставить без внимания сам музей. Музей расположен в маленьком трехэтажном здании мукомольного склада кондитерской фабрики "Большевик" (сейчас в зданиях размещаются бизнес-центр, лектории и пр.). Пространство организовано так, чтобы свободно размещать и перемещать экспонаты для реэкспозиции. Здание оснащено вместительным лифтом для посетителей, что делает посещение комфортным особенно для тех кому трудно, в силу разных обстоятельств, перемещаться по этажам для осмотра экспозиции. Стены внутри светлые, позволяющие создать пространство, получившее название у галлеристов "Белый куб". Такой оформление пространства гарантирует, что вас ничто не будет отвлекать от картины и ее оформления. Нет усталости от визуального шума так характерного для крупных музеев, расположенных в зданиях дворцов с пышной отделкой и отвлекающими деталями интерьеров.

Особенность посещения музея - проход осуществляется по сеансам.

Теперь о выставке. На выставке были представлены работы русских художников: И.Е. Репина, В. Поленова, Кустодиева, Горбатова, Айвазовского, И. Бродского, М. Демьянова, И. Мясоедова и др.

Экспозиция размещалась на цокольном и третьем этаже здания музея. И если на цокольном этаже были расположены живопись и рисунки русских художников, то на третьем в противовес им или точнее для создания своеобразного диалога были представлены работы европейских художников представляющих различные направления европейской живописи второй половины 19 века.

Подобная традиция на «туры» для художников пришла в российские учебные заведения именно из Европы. Первоначально художников направляли в Италию для изучения шедевров итальянской живописи и пленэрной работы на натуре. До 19 века пейзажи России считались не подходящими для живописи и красивыми не считались.

Впоследствии, в 19 веке художников стали направлять и в другие страны тоже.

Предлагаю рассмотреть несколько работ более внимательно. Подборка не несет каких-то особых целей, это работы, которые произвели на меня наибольшее впечатление.

И. Бродский «Сказка» 1911 г.
И. Бродский «Сказка» 1911 г.

Картина «Сказка» порождает массу ассоциаций: воспоминание об утраченном рае на земле, это и сон на яву, и ощущение для человека с Севера любого уголка в южных странах, как волшебного места.

И. Бродский, Портрет Максима Горького. Капри, 1910 г., фрагмент
И. Бродский, Портрет Максима Горького. Капри, 1910 г., фрагмент

Привожу только фрагмент, так как именно он впечатлил больше всего. Жемчужные переходящие друг в друга оттенки белого и абсолютно живые руки.

М. Демьянов «Барки», 1913 г.
М. Демьянов «Барки», 1913 г.

Заворожена его стилем. Вода движется, стоишь перед ней и ощущаешь ее плотность, запах, прохладу от волн.

М. Демьянов «Фламандская женщина» 1913 г.
М. Демьянов «Фламандская женщина» 1913 г.

Здесь трудно оторваться от того как художник любуется своей моделью, окружающей ее обстановкой, светом играющем в оконных стеклах.

М. Демьянов «Сорренто» 1913 г.
М. Демьянов «Сорренто» 1913 г.

Яркость солнечного света и чувство жара, выжигающего старые камни.

И. Мясоедов «Голова старухи. Портрет итальянки Антониэтты». 1911 г., бумага графитный карандаш
И. Мясоедов «Голова старухи. Портрет итальянки Антониэтты». 1911 г., бумага графитный карандаш

Характер и точность в каждой линии. Перед нами красивая женщина: красивая в прошлом и красивая в своем возрасте. Изящная работа.

Путешествие в Европу в качестве пенсионеров давала нашим художникам возможность познакомиться с актуальным искусством. Они посещали выставки и галереи, парижский Салон. Через пробы себя в новых направлениях в живописи рождались их уникальные стили.

Уникальность выставки заключается еще и в демонстрации незамкнутости русской культуры на себя. Мы видим наших молодых художников (вчерашних студентов) исследующих современное искусство (современное на 19 век) и пробующих себя в нем.

Продолжением этого диалога в приемах и образах стала выставка, проходящая в Галерее стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А.С. Пушкина), «После импрессионизма…». Но об этом в следующей статье.