При слове пенсионеры воображение легко рисует нам бабушек с сиреневыми волосами, сидящих на скамеечках у парадных и дедушек в фуфайках и трениках. Но так было не всегда. Согласно толковому словарю пенсионер - это человек, получающий пенсию, иными словами денежное пособие на регулярной основе.
Итак, с возрастом это никак не связано.
В наши дни художники никаких пособий не получают, но могут выиграть конкурс и получить денежные выплаты или грант и т.д. В современных реалиях слова «пенсия» и «пенсионер» имеет и негативные оттенки – бедность, быть на содержании, нетрудоспособность. Применять такие слова к себе не приятно.
Но повторюсь, так было не всегда…
С 09.02.2023 по 21.05.2023 в Музее русского импрессионизма в Москве проходила выставка под названием… «Отличники». При чем же здесь пенсионеры? Думаю, кураторы не случайно выбрали именно это слово. Опять же, вспомним про негативный окрас слова «пенсионер» в современной лексике. Но выставка рассказывает именно про пенсионеров. Пенсионеров петербургской Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Именно так называли студентов, окончивших эти учебные заведения с медалями и отправленных в Европу на денежные дотации от государства.
Какие были правила для пенсионеров? Выпускники отправлялись заграницу на 3-6 лет. Семейных, к стати, направляли в поездки вместе с женами и детьми.
За это время они должны были регулярно присылать отчеты о проделанной работе в свое учебное заведение, а также раз в год представить на выставку в Академию или Училище отчетную живописную работу.
Подробнее об организации поездок рассказывается на радио «Arzamas» в подкасте «Зачем я это увидел?» (очень рекомендую послушать их лекции).
Но вернемся к Музею русского импрессионизма. Не могу оставить без внимания сам музей. Музей расположен в маленьком трехэтажном здании мукомольного склада кондитерской фабрики "Большевик" (сейчас в зданиях размещаются бизнес-центр, лектории и пр.). Пространство организовано так, чтобы свободно размещать и перемещать экспонаты для реэкспозиции. Здание оснащено вместительным лифтом для посетителей, что делает посещение комфортным особенно для тех кому трудно, в силу разных обстоятельств, перемещаться по этажам для осмотра экспозиции. Стены внутри светлые, позволяющие создать пространство, получившее название у галлеристов "Белый куб". Такой оформление пространства гарантирует, что вас ничто не будет отвлекать от картины и ее оформления. Нет усталости от визуального шума так характерного для крупных музеев, расположенных в зданиях дворцов с пышной отделкой и отвлекающими деталями интерьеров.
Особенность посещения музея - проход осуществляется по сеансам.
Теперь о выставке. На выставке были представлены работы русских художников: И.Е. Репина, В. Поленова, Кустодиева, Горбатова, Айвазовского, И. Бродского, М. Демьянова, И. Мясоедова и др.
Экспозиция размещалась на цокольном и третьем этаже здания музея. И если на цокольном этаже были расположены живопись и рисунки русских художников, то на третьем в противовес им или точнее для создания своеобразного диалога были представлены работы европейских художников представляющих различные направления европейской живописи второй половины 19 века.
Подобная традиция на «туры» для художников пришла в российские учебные заведения именно из Европы. Первоначально художников направляли в Италию для изучения шедевров итальянской живописи и пленэрной работы на натуре. До 19 века пейзажи России считались не подходящими для живописи и красивыми не считались.
Впоследствии, в 19 веке художников стали направлять и в другие страны тоже.
Предлагаю рассмотреть несколько работ более внимательно. Подборка не несет каких-то особых целей, это работы, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
Картина «Сказка» порождает массу ассоциаций: воспоминание об утраченном рае на земле, это и сон на яву, и ощущение для человека с Севера любого уголка в южных странах, как волшебного места.
Привожу только фрагмент, так как именно он впечатлил больше всего. Жемчужные переходящие друг в друга оттенки белого и абсолютно живые руки.
Заворожена его стилем. Вода движется, стоишь перед ней и ощущаешь ее плотность, запах, прохладу от волн.
Здесь трудно оторваться от того как художник любуется своей моделью, окружающей ее обстановкой, светом играющем в оконных стеклах.
Яркость солнечного света и чувство жара, выжигающего старые камни.
Характер и точность в каждой линии. Перед нами красивая женщина: красивая в прошлом и красивая в своем возрасте. Изящная работа.
Путешествие в Европу в качестве пенсионеров давала нашим художникам возможность познакомиться с актуальным искусством. Они посещали выставки и галереи, парижский Салон. Через пробы себя в новых направлениях в живописи рождались их уникальные стили.
Уникальность выставки заключается еще и в демонстрации незамкнутости русской культуры на себя. Мы видим наших молодых художников (вчерашних студентов) исследующих современное искусство (современное на 19 век) и пробующих себя в нем.
Продолжением этого диалога в приемах и образах стала выставка, проходящая в Галерее стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А.С. Пушкина), «После импрессионизма…». Но об этом в следующей статье.