"Почему мой ребенок совсем не умеет дружить? Как помочь ему подружиться со всеми?"
Многие из нас находятся в плену у известной русской поговорки "не имей сто рублей - а имей сто друзей". Несмотря на то, что эта поговорка - о том, что друзья важнее материальных ценностей, цифра "сто" на самом деле сбивает с толку. Друзей должно быть много, дружить надо со "всеми".
Так ли это?
Когда нам хочется, чтобы ребенок "со всеми дружил", мы перестаем замечать потребности ребенка, и думаем только о своих желаниях.
Что хочется родителям? Конечно, чтобы наш ребенок с ранних лет был "душой компании", легко заводил новые знакомства, умел поддерживать сотни связей. Это действительно может здорово помочь в жизни! Мы это знаем, видим на примере абстрактного "сына маминой подруги", который благодаря толпе своих друзей сделал блистательную карьеру, удачно женился, и наверняка как-то еще здорово преуспел в жизни.
Вот только в реальности "прирожденных нетворкеров" (от англ. network - сеть контактов), умеющих быстро налаживать связи, знакомиться и знакомить друг с другом нужных людей и (тоже важное условие!) поддерживать этот контакт так, чтобы всем было длительное время интересно, не так уж много.
Большинство из нас - в силу особенностей характера или темперамента, совершенно не заточены на то, чтобы поддерживать дружбу с огромным количеством других людей. У кого-то быстро садится социальная "батарейка", и от общения человек истощается. Кому-то хорошо в одиночестве, и не бывает скучно наедине с собой.
Интересы и ценности могут не совпадать и меняться со временем - особенно в садике и школе, где дети оказались вместе просто потому, что они одного возраста и живут в одном районе (достаточно ли этого для дружбы?).
Отдельная тема - дети с опытом раннего неблагополучия и пребывания в детских учреждениях. В раннем детстве мир для них не был безопасен, естественное развитие было нарушено. Поэтому отношение к сверстникам может быть разное и непохожее на условную "норму": от отчуждения и нежелания контактировать вообще до неразборчивости в контактах, когда внешне все выглядит как "дружелюбный ребенок", но эта дружба поверхностна и ребенок не всегда помнит, как зовут "друга", и откуда он вообще взялся.
Первоочередная задача родителя "недружелюбного" ребенка - не "научить дружить", а удостовериться, что у ребенка все хорошо с личными границами. Что он в непростых ситуациях не будет "хорошим" просто потому, что мама считает, что "со всеми нужно дружить".
Напротив, с кем-то дружить совсем не нужно, от кого-то нужно держаться подальше, а кому-то придется прямо сказать о том, что "со мной так поступать нельзя". Ну и конечно, шаг за шагом помогать ребенку понимать себя: какой я, что мне нравится, с какими людьми мне интересно, что я могу делать долго, а чем я не буду заниматься ни за что в жизни?
Человек с хорошим пониманием себя и своих личных границ с большой вероятностью сможет в дальнейшей жизни поддерживать дружбу, внутри которой двум людям будет долгие годы уютно и интересно.
Екатерина ЗАОСТРОВЦЕВА, куратор приёмных семей в Помогающем центре БФ «Здесь и сейчас». Детский психолог, игровой терапевт. Автор книг «Если ребёнку трудно в школе», «Как Ёжик узнал, что он настоящий»
Подростку в приёмной семье часто недостаёт общения со сверстниками. Причины разные. Главные из них - развитие коммуникативных и социальных навыков общения успешно решаются специалистами Помогающего центра с помощью двух программ. Подросткового клуба, который проводит очные встречи-занятия для детей, проживающих в Москве и онлайн-группы, которая работает с подростками из разных регионов.
Мы обращаемся к вам с просьбой поддержать подростков - дать возможность ребятам встречаться, общаться, узнавать себя, взрослеть с ощущением самоценности и права на своё мнение в окружении тех, кто понимает.
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Встречи подростков в нашем центре помогает детям найти себя, а их родителям справиться со сложностями этого непростого возраста и не совершить непоправимое – вторичное сиротство.
Следить за событиями фонда: