Найти тему
Smooth & Quiet

5 картин Яна Вермеера, которые доказывают, что он «мастер света»

Вермеер — мастер Золотого века Голландии (17 век), наиболее известный своей картиной "Девушка с жемчужной сережкой". Его изображение обычной молодой женщины, взирающей на зрителя с сияющей жемчужиной на мочке уха, веками очаровывало любителей искусства. Эта картина, также известная как "Мона Лиза Севера", несомненно, является самой живучей работой Вермеера, но художник создал гораздо больше шедевров, заслуживающих внимания.

Вермеер посвятил себя исследованию повседневных моментов своей исторической эпохи, часто рисуя бытовые сцены. Его прозвали "Мастером света" из-за того, что он прекрасно изображал, как естественный свет танцует на коже, тканях и других объектах. Художник создавал свои картины с использованием техник эпохи Возрождения, таких как светотень, в сочетании с его собственным фирменным стилем рисования света и тени, чтобы подчеркнуть текстуру, глубину и эмоции.

Он был относительно успешным художником при жизни, однако сегодня ему официально приписывают только 34 картины.

Вот пять картин Яна Вермеера, которые отражают невероятное мастерство художника 17-го века.

ХРИСТОС В ДОМЕ МАРФЫ И МАРИИ, ок.1654-56

Фото из интернета
Фото из интернета

Одна из самых ранних и крупных работ Вермеера "Христос в доме Марфы и Марии" изображает библейскую сцену. Он иллюстрирует интимный момент между Христом и сестрами Марфой и Марией, которые освещаются теплым светом комнаты. Изображена Марфа, подающая Сыну Божию хлеб, а Мария сидит у его ног и слушает его речь.

Две женские фигуры считаются олицетворением трудолюбивого католического образа жизни и более созерцательной протестантской жизни. Во время создания картины Вермеер только обратился к католицизму. Некоторые историки считают, что картина представляет собой конфликт между протестантами и католиками, который произошел в стране Вермеера в то время, а также внутри него самого.

 У СВОДНИ, ок. 1656 г.

Фото из интернета
Фото из интернета

Эта картина была создана, когда Вермееру было всего 24 года. Считается, что в отличие от его более ранних библейских произведений, «Сводница» изображает сцену из публичного дома. На нем изображена женщина в бледно-желтом, окруженная двумя мужчинами и фигурой «монахини» в черном. Женщина в желтом протягивает правую руку, готовая принять золотую монету от мужчины в красном. Тот же мужчина властно обвивается вокруг нее и кладет руку ей на грудь. Его лицо скрыто в тени, отбрасываемой широкополой шляпой, что создает зловещий тон. Слева в композиции изображена еще одна мужская фигура, элегантно одетая в берет и модную куртку с разрезами на рукавах. Он держит свой напиток и небольшой музыкальный инструмент, улыбаясь зрителю, приглашая нас в грязную сцену. Некоторые считают, что эта тускло освещенная фигура — это сам Вермеер.

 ОФИЦЕР И СМЕЮЩАЯСЯ ДЕВУШКА, ок.1657-60

Фото из интернета
Фото из интернета

Это изображение голландской жизни 17-го века на протяжении десятилетий разделяло мнения искусствоведов. На нем изображена улыбающаяся женщина, одетая в золотисто-желтый корсет, сидящая с мужчиной в военной форме, который повернут спиной к зрителю. Некоторые считают, что молодая женщина — проститутка, приветствующая богатого покупателя, в то время как другие считают, что ее неожиданно посещает мужчина, которым она восхищается или, возможно, любит.

Было высказано предположение, что женский персонаж напоминает жену Вермеера, Катарину Болнес, которая, как полагают, позировала для многих его картин. Ее лицо нежно освещено светом, льющимся из открытого окна. Она носит синий фартук поверх платья, предполагая, что солдат удивил внезапным визитом во время ее утренних работ. Она держит бокал вина, что свидетельствует о ее богатстве, а карта на стене говорит о том, что она мирская. Мужчина на картине изображён в красном пальто и дорогой шляпе, а его звание офицера определяется его черным кушаком. Находясь спиной к зрителю, его поразительное присутствие добавляет драматизма и загадочности настроению картины.

Некоторые историки считают, что Вермеер использовал камеру обскура, для создания перспективы в своих работах. На «фотографическую перспективу» обратил внимание художник Джозеф Пеннелл в 1891 году. Он предположил, что, несмотря на то, что две фигуры сидят близко друг к другу, офицер в два раза больше девушки. Вместо того, чтобы использовать математическую формулу или точку схода, Вермеер, вероятно, использовал камеру обскура, чтобы определить, какого размера должны быть фигуры и предметы на полотне.

ЖЕНЩИНА В ГОЛУБОМ ЧИТАЕТ ПИСЬМО, ок.1662-63

Фото из интернета
Фото из интернета

На этой картине Вермеер изображает момент уединения женщины, читающей личное письмо. Зритель не может видеть, что там написано, но ее выражение лица говорит о том, что в нем поразительная новость. Перед ней нить жемчуга и еще один лист бумаги - в то время жемчуг считался символом девственности, а также богатства, поэтому некоторые критики интерпретировали жемчуг как символ любовника или мужа. Ее округлый живот говорит о том, что она беременна, однако некоторые историки считают, что ее крупная форма обусловлена ​​просто одеждой, которую она носит. Карта также указывает на то, что она путешествует и, возможно, она ждет, когда откуда-то вернется ее муж.

Обилие синего цвета в этой картине сразу бросается в глаза зрителю: женщина носит синюю одежду, в комнате стоят синие стулья и отвес для карт тоже синий. Вермеер был известен своей любовью к цвету и часто использовал в своих работах дорогой ультрамариновый пигмент.

 ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ, ок.1665

Фото из интернета
Фото из интернета

"Девушка с жемчужной сережкой" — одна из самых узнаваемых и знаменитых картин в мире. Как и "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, картина окутана тайной. На ней изображена молодая женщина, сидящая на темном фоне и смотрящая на публику яркими глазами и со слегка приоткрытыми губами. На ней желтое платье, сине-желтый тюрбан и большая жемчужная серьга.

Некоторые историки предположили, что неуловимым персонажем является либо старшая дочь Вермеера, Мария, либо дочь его покровительницы Магдалены ван Руйвен, которым на момент написания картины было 12 или 13 лет. Однако коллеги Вермеера скорее признали бы эту картину не реалистичным портретом реального человека, а трони - подобие личности, включая лицо Бога, Христа, Марии, святого или ангела. Популярный во время Золотого века Голландии, трони представляет собой картину человека, предназначенную для изучения. В то время художники предпочитали изображать своих героев в «экзотических» одеждах, поскольку роскошная ткань позволяла им бросить вызов самим себе и продемонстрировать свои продвинутые навыки рисования. Игра света запечатлена на лице и одежде девушки, предлагая "сияющий" пример того, почему Вермеера называют "Мастером света".

"Девушка с жемчужной сережкой" остается культовым изображением красоты в искусстве барокко и даже сегодня продолжает вдохновлять современных художников. "Когда вы смотрите на Мону Лизу, она тоже смотрит на вас, но она не привлекает внимание — она сидит на картине, самодостаточная", — Трейси Шевалье, автор исторического романа "Девушка с жемчужной сережкой", рассуждает. — "А вот Девушка с жемчужной сережкой — между ней и нами ничего нет. У нее есть это волшебное свойство быть невероятно открытой и в то же время загадочной — и это делает ее такой привлекательной".