Первая часть тут - Как снимали фильм "Дюнкерк" (2017 г.), часть 1 - на земле. Вторая часть смотри тут - Как снимали фильм "Дюнкерк" (2017 г.), часть 2 - на воде. Рассмотрим съемки в воздухе.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Фильм "Дюнкерк" иногда ругают за малое количество авиации, которое было показано в фильме. Но при съемках воздушных боев создатели «Дюнкерка» отказались от компьютерной графики, чтобы "нарисовать" множество самолетиков и решили снимать в воздухе настоящие самолеты.
С немецкими самолетами «Мессершмитт Bf.109» проблем вообще не возникло - в фильме использовали послевоенные испанские копии НА-1112 "Buchon", которые использовались в испанских ВВС до 1970-х годов, а потом активно снимались в кино, в частности в фильме «Битва за Британию» (1969 г.). Эти самолеты немного отличаются от «Мессершмитт-109Е», которые были у немцев в 1940 г.
В фильме показан один летающий английский легкий бомбардировщик «Бленхейм» Мк.I. Хотя не совсем английский, дело в том, что этот самолет изначально был канадской версией «Бленхейма» - морским патрульным самолетом (также учебно-тренировочным) «Болинброком», который производился по лицензии в Канаде в период 1939-1943 гг. «Болинброков» в далекой Канаде после войны их осталось заметно больше, чем «Бленхеймов» в активно воюющей Англии.
Показанный в фильме самолет был изначально «Болинброком» Мк.IVТ, пять лет реставрировался до летного статуса и стал показываться на авиашоу с 1993 г. в окрасе британских ВВС 1940 г. как «Бленхейм» Мк.IV. В 2003 г. он разбился, но был восстановлен в 2014 г. уже как «Бленхейм» Мк.I, но для этого пришлось укоротить его «нос». В 2017 г. этот самый переделанный самолет был показан в фильме. Вообще надо сказать, что в мире в хорошем состоянии сохранился один только настоящий «Бленхейм» - в финском музее в Тиккакоски, причем уже не летающий.
Самолеты «Спитфайер» отыскали в Техасе у одного энтузиаста целых 6 штук, из них целых два ранней модификации Мк.1 с трехлопастным винтом, которые как раз и дебютировали в 1940 г. во время эвакуации британских войск из Дюнкерка. Самолеты были в отличном состоянии и не просто взлетали, но и делали некоторые фигуры сложного пилотажа.
Так объясняется малое количество самолетов, показанных в одном кадре - они просто были настоящими самолетами практически того периода.
Сцены воздушного боя от первого лица снимать в старых самолетах было очень проблематично - надо было думать, куда разместить кинокамеру, которая весила под 35 кг. Сверлить какие-то отверстия под кронштейны побоялись, поэтому взяли старый добрый советский послевоенный Як-52, перекрасили его в цвета «Спитфайера», переделали фонари кабины тоже под английский самолет и снимали из него сцены как бы от первого лица (камера была установлена сверху между пилотами). При этом зрителю видны крылья, у которых переделали законцовки и которые раскрашены под английский самолет, из-за чего кажется, что вид из кабины настоящего «Спитфайера». Нос тоже доработали - сделали имитацию выхлопных труб, как на «Спитфайере», так что вид вперед с крыла, куда установили еще одну камеру, создавал иллюзию полета на английском истребителе.
Спортивно-тренировочный самолет Як-52 был очень удобен для таких ухищрений - конструкция из дюралюминия надежная и добротный, можно вешать дополнительное оборудование, не боясь, что самолет развалится. Кстати, у этого «Яка» сделали сзади опорный костыль (колесо спереди убрали), как у британского самолета, так что вид назад при съемках с крыла тоже создавал иллюзию полета на английском самолете. Камера была направлена также и вбок на актера, который изображал английского летчика. А управлял «Яком» профессиональный летчик, сидевший сзади (самолет то двухместный). У актера же его управление было от греха отключено. Короче говоря, все съемки в воздухе из самолета от первого лица были сделаны с Як-52, хотя сам самолет, ясное дело, целиком не снимался.
Кроме того, для съемок в воздухе общих сцен использовался еще и вертолет с выносной камерой. Он пригодился для съемок сцен с пролетом строя самолетов, когда вертолет мог зависнуть в воздухе. Но понадобились кадры еще и для съемок вперед во время полета, причем со скоростью самолета, поэтому использовался еще и двухмоторный небольшой американский самолет «Аэростар Пайпер» (годы производства 1967-1984 гг.), в носу и в хвосте которого были установлены кинокамеры.
Какие то сцены в кабине «Спитфайера» было невозможно снять в летящем Як-52, поэтому сделали макет части кабины английского истребителя и снимали актера в ней на земле. Кабина была установлена на специальную поворотную площадку, а вид сзади «на море» обеспечивался тем, что эта самая площадка была установлена на утесе, так что сзади всегда была реальная вода. Кабина вращалась, причем вручную под разными углами, чтобы создать иллюзию маневров самолета.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Как снимали фильм "Дюнкерк" (2017 г.), часть 1 - на земле
Как снимали фильм "Дюнкерк" (2017 г.), часть 2 - на воде
Фильм "Дюнкерк" (Англия, 1958 г.)
Обидные ошибки советских военных консультантов, когда показывали киношных немцев