Я познакомилась с книгами Энн Райс в детстве, как и многие читатели моего возраста. И, как водится, с середины цикла — тогда книги кто-то приносил, давал почитать или же они хаотично покупались в маленьких книжных и на цикловость мало кто обращал внимания — бывшая девушка дяди забыла у нас томик «Похитителя тел».
Долгое время мне и в голову не приходило искать какие-то еще книги автора, хотя мне и понравилось то, что я прочла. Лет пять спустя я прочитала «Мэйферских ведьм» и тут же пообещала продолжить знакомство с автором. Так вот, мне уже 28 и я все-таки решила начать сначала. Во-первых, потому что все еще люблю истории про вампиров. А во-вторых, потому что неторопливая проза Райс сильно повлияла на изображение мистики не только в литературе, но и в фильмах и сериалах.
Сейчас уже практически все знают, о чем «Интервью с вампиром», даже если не читали — ведь историю уже не единожды экранизировали и можно выбрать между классическим фильмом с Бредом Питтом и Томом Крузом и свежим сериалом, переосмысливающим историю на более современный лад.
Любопытный человек-журналист берет интервью у существа, которым он восхищается и кого до дрожи боится — у вампира. Луи, несмотря на прожитые столетия, сохраняет в себе человеческие чувства и это интервью важно и для него самого — и как давно залежавшаяся исповедь, и как предостережение.
Он был молод и богат, но так и не смог себе простить смерть брата. Он был сломлен, когда его нашел Лестат и предложил ему стать вечным убийцей. Естественно не за просто так — Лестату нужны деньги, он желает роскоши для себя и спокойной гавани для старого отца-человека. Казалось бы, выгода для всех, но всегда есть свои нюансы...
Что означает смерть для того, кому суждено дожить до конца света? Да и что такое "конец света", как не пустая фраза, потому что никто толком не знает, что представляет собой этот свет.
Мне нравится, что Энн Райс почти не романтизирует персонажей и вампиризм. Отношения Лестата и Луи откровенно абьюзивны, полны ненависти и манипуляций, фраз в духе «ты без меня не сможешь» и зависимости друг от друга — Лестат не хочет жить без денег, Луи же далек от истинных сил и потенциала вампира. Даже иронично, что для спасения «отношений» они прибегают к такому классическому ходу — в их жизни появляется маленькая девочка, за которую нужно нести ответственность.
Тягучий, неторопливый слог автора проводит нас по живым улочкам Нового Орлеана, над которыми, кажется, столь же не властно время, как и над героями. История окутывает мистической дымкой и уводит за собой — ведь вампиры в этом мире редкость и тайна, они вынужденные изгои. Мельчайшие детали, подробные диалоги и, в тоже время, невероятно быстрый бег лет (ведь для них годы — ничто) — все это помогает бескомпромиссно поверить в героев. В чувственного, и, надо признать, ноющего Луи, в эгоистичного, нестабильного и капризного Лестата, в маленькую, но мудрую и уставшую Клодию. Они живые, хоть я и не могу назвать их яркими из-за сумрачных декораций романа.
И да, это не книга, с которой будешь подходить к каждому и отчаянно ее советовать. Она специфичная, не только ритмом, но и некоторыми темами, которые в ней можно проследить. Тем более, что современные истории про вампиров пишутся куда более беглым языком и на первые роли выходит несколько другое. Но для меня в этой истории почти всего хватило. В конце концов я собираюсь неторопливо прочитать весь цикл, заодно зацепив из детства того самого «Похитителя тел».
Стоит ли читать? Решать, конечно же, вам.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых интересных книгах этого лета