Найти в Дзене
Военпред

Разработка средств десантирования БМД-1

В 1969 году на вооружение советских Воздушно-десантных войск была принята "Боевая машина десантная первая" (БМД-1). Чтобы обеспечить эффективное применение новейшей боевой техники и придать ВДВ  качественно новых возможностей, было решено создать единый комплекс "боевая машина - средства десантирования - самолет-носитель". Головным разработчиком средств десантирования был московский Агрегатный завод "Универсал". Разработкой десантных систем руководили конструкторы А. Привалов, М. Дрязгов и В. Петкус. Парашютные системы разрабатывал Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения под руководством Н. Лобанова и Ф. Ткачева. Были проведены различные испытания со сбросом машин со специального крана или на стенде.
На заводе "Универсал" шла разработка парашютной платформы 14П134 - модификации уже выпускавшейся ПП-128-5000  с большой грузоподъемностью. Естественно, что эти платформы сразу же были предложены в качестве средств десантирования БМД-1. С приняти

В 1969 году на вооружение советских Воздушно-десантных войск была принята "Боевая машина десантная первая" (БМД-1). Чтобы обеспечить эффективное применение новейшей боевой техники и придать ВДВ  качественно новых возможностей, было решено создать единый комплекс "боевая машина - средства десантирования - самолет-носитель".

Головным разработчиком средств десантирования был московский Агрегатный завод "Универсал". Разработкой десантных систем руководили конструкторы А. Привалов, М. Дрязгов и В. Петкус. Парашютные системы разрабатывал Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения под руководством Н. Лобанова и Ф. Ткачева. Были проведены различные испытания со сбросом машин со специального крана или на стенде.

На заводе "Универсал" шла разработка парашютной платформы 14П134 - модификации уже выпускавшейся ПП-128-5000  с большой грузоподъемностью. Естественно, что эти платформы сразу же были предложены в качестве средств десантирования БМД-1. С принятием в 1972 г. на снабжение платформы 14П134 под названием П-7 (позднее П-7М) она стала основным средством десантирования БМД-1.Многокупольная парашютная система МКС-5-128Р, позволяла десантировать БМД-1 на платформе П-7 из самолетов АН-12Б, А-22 и ИЛ-76.

Подготовка БМД-1 к десантированию с Ан-22
Подготовка БМД-1 к десантированию с Ан-22

Следующим шагом после отработки парашютного десантирования БМД-1 стало создание безплатформенных систем. Первыми были отработаны парашютно-реактивные системы, все на том же "Универсале". Их разработкой руководили А. Привалов и А. Снятков. В 1970 г. система ПРС-915, рассчитанная на десантирование БМД-1 с самолета АН-12 была принята на снабжение ВДВ. 
Главные преимущества ПРС:
сокращение времени подготовки к десантированию и самого десантирования;
наличие вместо пяти блоков основных парашютов только одного площадью 540 м2;  
после приземления ПРС не оставляет вокруг БМД-1 полотнищ парашютов с путаницей строп, что мешало движению;
отсутствие платформы позволяет БМД-1 с уложенной ПРС двигаться на аэродром и загружаться своим ходом;
для транспортировки ПРС требуется меньше транспортных средств, чем для многокупольных систем

Десантирование БМД-1
Десантирование БМД-1

Многокупольные парашютные бесплатформенные системы были разработаны на "Универсале" под названием 3П170, однако командование ВДВ предпочло систему ПБС19 "Шельф" созданную в Феодосийском филиале московского НИИ автоматических устройств. Система предназначалась для десантирования БМД-1П и БМД-1ПК из самолетов ИЛ-76 и АН-22. Система "Шельф" может использоваться с многокупольной системой  МКС-350-9. БМД с уложенной на ней парашютной системой заходит в грузовую кабину самолета, ложится на лыжи и крепится замком к монорельсу грузовой кабины, при десантировании на лыжах скользит по рольрангу, на те же лыжи и приземляется, причем амортизационная панель лыжи гасит энергию удара о землю.

Советские комплексы десантирования имевшиеся в ВДВ подтвердили свою эффективность. За рубежом, серийных аналогов советским ПРС и бесплатформенным системам до сих пор не создано. Единственным исключением можно считать китайские БМД (авиадесантируемые БМП) известные, как ZLC-2000