Желание прочитать роман возникло после сериала, настолько сильное впечатление он произвел. Наверное, даже не впечатление, а шок. О том, что это экранизация, я узнала после, тут же схватилась за книгу и была удивлена, насколько далеко создатели проекта ушли от идеи Маргарет Этвуд.
Сериал стал сенсацией. О нем в положительных красках говорили критики, среди зрителей образовалась армия фанатов, а телевизионный эквивалент «Оскара», премия Эмми – одарила «Рассказ служанки» сразу в нескольких номинациях.
Но, оказывается, был и есть еще и фильм. Первый перенос на экран книги, причем спустя всего четыре года после её издания.
Канадка Маргарет Этвуд впервые опубликовала «Рассказ служанки» в 1985 году. И это до сих пор одна из самых обсуждаемых и оспариваемых книг (предполагаю, что всплеск внимания произошел как раз после выхода сериала, и на антиутопию обрушилась вторая волна популярности). «Рассказ служанки» то возносят в какой-то ранг священной коровы, то собирают петиции с требованием изъять книгу из школьных библиотек, как провокационную по многим пунктам.
Не уверена, что роману Этвуд место в школьной библиотеке, но кто разберет этих иностранцев, зачем они туда её поместили изначально.
Итак, перед нами Республика Галаад – антутопическая система, некое вымышленное тоталитарное государство, возникшее в будущем на территории США.
Галаад – это:
- Нескончаемые войны с соседними государствами
- Жестокое кастовое общество (мужчины выше женщин по статусу, женщины подразделяются на жен, служанок, дочерей, тетушек и прочее - с обязательной цветовой дифференциацией одежды). Дресс-код здесь играет ключевую роль, устанавливая социальный контроль и деление по полу, роду занятий и касте.
- Религиозные фундаменталистские радикалы у власти (извращенная вера и жуткие церемонии – от зачатия и родов до казней) – какая-то страшная смесь ортодоксального Ветхого Завета и насилия, как ритуала.
- Физическое насилие над женщинами – норма, куда ни ткни.
Из-за загрязнения окружающей среды 99% населения стало бесплодным (разумеется, вся вина автоматом на женщинах, мужчин даже никто не проверяет, прямо как в средние века). Конечно, бесплодными оказываются сливки общества, жены командоров, чиновников и прочих привилегированных мерзавцев.
И чтобы осчастливить их семейства детским смехом, Служанка должна родить им ребенка. Для этого проводится ЦЕРЕМОНИЯ. Тут просто верх цинизма – ведь зачатие происходит естественным путем, но бесплодная жена при этом не только присутствует, но и как бы является продолжением служанки, то есть во время процесса придерживает ее за голову и руки, пока та лежит у нее между ног. Зрелище то еще, конечно.
То есть единственная функция Служанки, цвет которой красный – родить. Когда Служанка после центра подготовки попадает в семью, у нее забирают и имя. Теперь она принадлежит хозяину дома. Главная героиня живет в доме коммандора Фреда Уотерфорда, поэтому стала Подфреда. Или в других переводах Фредова, Оффреда.
«Меня зовут Фредова. У меня было другое имя, но теперь оно под запретом. Теперь многое под запретом».
Маргарет Этвуд – Рассказ служанки
Самое интересное, что Серена, жена Фреда, подозревает, что именно муж бесплоден, и можно сколько угодно проводить церемоний. Что же остается, как не пойти на хитрость и зачать от того, кто на это способен…
🎬Рассказ служанки (1989)
The Handmaid's Tale
Книга довольно небольшая по объему, и приближаясь к концу, я понимала, что все то, что увидела в сериале – выдумка режиссера и сценариста. Финал романа открытый, и примерно 90% сериала в нем нет. Хорошо это или плохо? Конечно, после впечатления от экранизации был привкус разочарования, потому что хотелось ещё и ещё. Узнать, что же случилось дальше с главными героями и будет ли конец тому безобразию, что творится в Галааде.
Именно поэтому сериал захватывает так, что оторваться просто невозможно, несмотря на неприятную тему. Он красиво снят и вызывает целый спектр эмоций от нежности до ненависти.
По словам Маргарет Этвуд, сюжет — это аллюзия на политику повышения рождаемости в Румынии, которую с 1966 года проводил президент Чаушеску. Помимо запрета на аборты, нельзя было пользоваться контрацепцией, а женщин принудительно заставляли проходить тест на беременность. Более того, те кто не мог или не хотел рожать ребёнка, должны были платить «налог на воздержание».
Роман неспешный, сериал напряженный. Это удивительно, конечно. На волне успеха стали снимать еще сезон и еще, последние я уже не смотрела. Но совершенно точно могу сказать – первые два – просто шикарны и дают прекрасное представление о романе Маргарет Этвуд. Я бы даже сказала, что здесь роман в роли дополнения книги, а не наоборот.
Тем, кого такая наглая работа с первоисточником раздражает, советую фильм, потому что он - отражение книги, без продолжений и возможных вариантов событий.
- Фредова - 2017 (в прошлой жизни Джун) – Элизабет Мосс, и это просто лучшая её роль.
- Подфреда - 1989 (ранее Кейт) - Наташа Ричардсон. Та самая удивительная Наташа Ричардсон, трагически погибшая в 2009 году.
Если сравнивать двух главных героинь Кейт/Джун– то у Наташи более мягкий, женственный вариант получился. Она женщина-жена, женщина-мать. Элизабет Мосс – очень, очень современная. У нее феминизм (в хорошем смысле этого слова) – на первом плане. Тут и работа, и семья, и отношение к профессии и положению женщин в обществе в целом. Фредова сериальная – борец, и в огонь, и воду, и коня на скаку. Подфреда из фильма, несмотря на гордость и достоинство, скорее приспосабливается к обстоятельствам и пытается в них выжить ради дочери, которую у нее забрали.
В сериале все одеяло перетягивает на себя Элизабет Мосс. Она самый яркий персонаж, за которым пристально следишь, хотя и остальные актеры играют прекрасно.
🎬Рассказ служанки (2017)
The Handmaid's Tale
В фильме мне очень понравилась подруга Кейт - Мойра (Элизабет Макговерн) – молодая еще актриса, такая притягательная и запоминающаяся. В роли Серены - Фей Данауэй. Она хороша, но ей не хватает той холодной стервозности, что была у Ивонн Страховски в сериале.
Разумеется, фильм проигрывает сериалу чисто визуально – все-таки столько лет разницы не могут не сказаться. И хорошо, что в погоне за эффектностью не потерялся страшный смысл, который Этвуд вложила в свой роман. Фильм получился как книга – неспешный, но добротный. И все вроде бы разложено по полочкам, но детализации в виде объяснения каких-то моментов очень не хватает, как не хватает хронометража фильма. Повторюсь, но впечатления, как от книги – раз, уже последняя страница и вопрос: и это все?
Напоминаю, что цепочка у меня была такая: сериал – книга – фильм. И, пожалуй, именно в таком порядке я бы и рекомендовала знакомиться с антиутопией. Как вариант – поменять местами роман и сериал.