Загадка "мёртвой духовности", упомянутой в Учении Живой Этики, имеет отношение, в том числе, к странному, на первый взгляд, явлению – существованию служителей Зла "высоких степеней", существ, которые, несмотря на свою вроде бы наличествующую духовность, не восходят великим Путём Света и Эволюции, но "устремляются" в Бездну грядущей для них бессознательности и разложения.
В наших предыдущих материалах мы рассказали о том, что есть четыре вида духовности: поддельная, ложная, мёртвая и настоящая; также о том, каким образом накопленная духовность может быть разной по её качествам. Но чем подлинная, живая духовность отличается от мёртвой, да и вообще, что такое "мёртвая духовность"?
Как духовность может быть мёртвой?
Чтобы понять это, надо вспомнить, что духовность не есть нечто неподвижное, не есть статус, "достижение", она должна непрерывно расти, чтобы оставаться живой. Как сказано в книге "Агни-Йога" (§ 201),
"…не ценны случайные полеты сознания, нужна несмолкаемая полетов песнь".
Духовность в человеке существует не как "мёртвый груз", не как накопленные "сундуки золота", духовность сама есть напряжённое движение, усилия по развитию, живой, горящий огонь сердца, заставляющий думать, искать, интересоваться, познавать, сострадать, восхищаться… Не надуманные, натужные искусственные "устремления", но естественная живая жизнь духа, откликающаяся в первую очередь на тонкие энергии и на веяния Мира Высшего, которые каждый слышащий их слышит в своём сердце.
Духовность собственную можно воспринять, только почувствовав энергии духа в себе. Исходящие из сердца чувства, двигающие людей, желания - устремления знать существенное, созерцать возвышенное и Прекрасное, помогать жертвенно – вот те энергии, которые составляют жизнь духа, и накапливают духовность.
Одежды духа. Скандхи
Духовность именно накапливается – это надо понимать не символически, но буквально. Если же говорить о символе – существует достаточно древних образов, передающих сущность этого процесса: "построить Град Светлый", "вырастить плоды на Древе", "возжечь Лампады (накопив масло) для встречи Бога" – образ из Евангелия, "соткать одежды новые, сияющие" – образ самый близкий к действительному процессу. Мы буквально ткём своему духу одежды тонкоматериальные – все наши энергии их ткут, каждая наша мысль, каждое воплощение мысли, в слове и в действии.
В учении Буддизма о скандхах говорится как раз о таких частицах (так называемых "дхармо-частицах", окрашенных человеческой энергией-выявлением). Из таких частиц, всё время меняющихся, состоят энергетические одежды каждого из нас – прекрасные, чистые и сияющие, или пыльно-серые, или с грязными отвратительными пятнами…
После ухода с земного плана мы будем одеты именно в них, и не только наша текущая жизнь, но и наше будущее "по ту сторону", также как и жизнь в следующем воплощении, полностью обусловлены этой совершенно не символической одеждой.
Живой, горящий огонь Духа, как вечный двигатель, выявляет духовные энергии идущего по пути эволюции человека, но всякое замирание, остановка – сознательный отказ от жизни Духа в себе – является подлинным предательством Духа, и приводит к прекращению настоящей Жизни. (В этом, кстати, один из смыслов упомянутого в Евангелиях непростительного греха – "хулы на Святого Духа").
Почему происходит остановка?
Кто-то решает "отдохнуть" и "забыться", забывая, что отдыхать нужно от дел, но не от мыслей и не от созерцания духовных энергий в себе.
Отдохнуть можно, на это много времени не нужно, но если "отдых" связан с приобщением к ничтожным и даже нечистым делам и энергиям, он имеет все шансы стать постоянным, прекращая всякую духовную жизнь уже надолго (хорошо бы, не навсегда).
Кто-то решает, что он "достиг", что он теперь "духовен", мысленно возведя себе (говоря образно) кафедру, трон, а некоторые даже алтарь. Видя вокруг себя людей, вроде бы менее развитых в духовном плане, такой самогубитель являет мысль: "ну раз я лучший, то куда уж лучше, чего ещё желать, не пора ли насладиться своим статусом?"
Но подлинно духовный человек всегда неудовлетворён собой, своим состоянием, и всегда стремится к большему, понимая всю мизерность своих "достижений", как бы велики они ни были на чьём-то фоне.
"Разрушительно чувство удовлетворения, оно ведет к пресыщению, к параличу энергии. В Тонком Мире можно наблюдать самую жалкую судьбу таких паралитиков. Даже то малое, что они успели накопить при земной жизни, пресекается параличом энергии. Бродящие тени, они не могут преуспевать, ибо без энергии невозможно продвигаться. … Не лучше ли сильно страдать, но при возможности движения? Мучения, очищающие, лучше, нежели беспросветное разложение…" ("Братство", 78).
Бодхичитта, или духовное устремление
В Буддизме существует термин, который определяет этот живой, вечно движущий и ненасытный Огонь Духа – он называется Бодхичитта. "Бодхи" – в одном из смыслов "Просветление", состояние прикосновения к Духу; "читта" значит "сознание". Это состояние сознания, огненно устремлённого к Миру Духа, является бесценным сокровищем; отказ от него – чудовищное преступление.
Бодхичитта, неподдельная, рождается из любви и сострадания, – сказано в знаменитом буддийском труде "Ламрим ченмо" (его написал великий Учитель Чже Цзонкапа, живший в 14 веке в Тибете).
Чтобы породить бодхичитту, надо "от всего сердца увеличить силу энтузиазма". "Даже ради спасения жизни не отвергай бодхичитты". Разным видам этого духовного устремления, о которых говорит Учение Будды, мы посвятим один из следующих материалов.
Живая и мёртвая духовность
К сожалению, этот бесценный огонь легко угасить, остановив своё движение. Что же происходит с таким человеком дальше? Если даже некоторые "достижения" есть, и имеются "накопленные" возможности ощущения тонких энергий, без горящего огня духа человек превращается в мертвеца, даже будучи вроде бы духовным.
"Не следует удивляться, что духовность может быть мертвой, – поистине, может. И часто мы встречаем людей, преисполненных всеми качествами духовности, но, тем не менее, в жизни они остаются холодными и не действующими. К чему послужит им когда-то заработанная духовность? Она, как прокисшее молоко, из которого можно приготовить многие продукты, но уже невозможно вернуть к чистому состоянию молока" ("Надземное", 225).
Не имея действующего "духовного двигателя", человек довольно легко может подпасть под чуждые влияния; живя рефлекторно ("отзываясь" на всё, с чем имеет дело, только низшими частями своей души), со временем становится "роботом", и может закончить даже одержанием.
Разница между живой и мёртвой духовностью – устремлённое движение первой, возводящее её к новым высотам Духа, и неподвижность второй, заканчивающееся рано или поздно духовной смертью.
Борьба между Светом и Тьмой
Холод равнодушия, мертвящее и парализующее всё окружающее воздействие бездушного интеллекта – отличительные признаки развитых духовно, но тёмных существ, служителей Зла. Их накопленная духовность остановилась, и чувства любви и сострадания им незнакомы. Неминуемая духовная смерть, распадение всех накопленных миллиардами веков оболочек ожидает их – вот цена отказа от самоотверженной любви к Высшему Миру и от жертвенного сострадания к мучающимся живым существам этой Вселенной.
В начале этой статьи приведена фотография древнегреческого барельефа, изображающего борьбу Эроса и Антероса. Олицетворяющий холодную рассудительность и отсутствие любви, Антэрос изображён со сложенными крыльями. Эрос символизирует духовную любовь, его не надо путать с Химеросом, богом плотской, "страстной" любви.
Эрос согласно легенде вооружён луком и стрелами, подчёркивающими устремление. Антэрос, согласно легенде, вооружён золотой дубиной.
Антэрос борется с Эросом за душу человека, символизированную ветвью дерева. За борьбой наблюдает птица (духовная душа, буддхи, проявленная через один из высших центров) на вершине колонны (символизирующей здесь позвоночный столб, вернее, нервные каналы сушумна). Рядом стоит кувшин, изображающий здесь "вместилище", тело человека.
Кто победит в душе? Бог духовной любви, залог развития всего во Вселенной, или страшный Антэрос, омертвляющий всё, над чем получит власть? – Без любви и неподдельного энтузиазма человек обречён. И только в борьбе, трудной, напряжённой, мучительной, но прекрасной можно достичь высот духа и живой духовности.
"…интеллект растет только по мере развития любви с каждым новым воплощением, ярой любви или влечения к Прогрессу, к Красоте, к Идеалу. …На ярой любви развивается и сила духа, и влечение его, которое и есть Космический Магнетизм, заложенный во всем Сущем, которым все держится.
Развитие интеллекта возможно после страстного напряжения и страданий всего нашего существа. И чем больше напряжений и труда, тем скорее энергия всеначальная, ставшая в человеке психической, развивается и человек научается распознаванию. Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание" (Е.И. Рерих. Письмо от 15.10.1953 г.).
О том, как правильно развивать, накапливать, взращивать духовность, и как не оступиться на этом пути поговорим в одном из наших следующих материалов.
Полностью эту нашу статью "Четыре вида духовности...", - можно читать на нашем сайте "Миру Новому".
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Делитесь мыслями в комментариях, а также давайте ссылки на наш канал вашим друзьям. Поскольку алгоритм Дзена показывает материалы сравнительно немного, Ваша активность ценна для их распространения. Спасибо!