Сразу заметим, что никогда не останавливается процесс формирования нации. Огромное количество изменяющихся во времени факторов влияют на формирование нации.
Причем попытка дать единое определение нации всегда подвергалась критике.
Еще в начале ХХ в. известный русский философ Николай Бердяев подчеркивал, что «…поистине нация не поддается никаким рациональным определениям. Никакие рационально уловимые признаки не исчерпывают ее бытия. Все дальше и дальше в таинственную, иррациональную глубину уходит бытие нации по мере приложения к ней рациональных психологических и социологических определений». Конечно, эти взгляды подвергались нападкам, критике.
В принципе все это разнообразие в поисках дать обобщенное определение этому понятию, в основном связано с тем, что , что этот феномен является относительно новым явлением в мировой истории, несмотря на широко распространенное мнение о чуть ли не извечности нации.
Этот термин появился в конце 18 века во Франции взамен используемого словосочетания «подданые короля». Нация просто слово, взятое из латыни, на котором означает «народ». Однако, понятие «нация» интерпретировалось, как государство и народ -идейное и политическое целое. Неслучайно, что сегодня практически во всем мире под нацией подразумевается не этническое происхождение, а гражданство той или иной страны.
Появление слова «нация» сподвигла на различные теории. Так в европейской культуре доминировала теория, согласно которой нация – «явление в истории довольно новое». Древние государства не были нациями либо по причине своих ограниченных размеров, либо в связи с разнообразным составом населения и отсутствием идеи «гражданства» и «отечества».
Дальнейшее исследование привели к двум моделям происхождения наций.
Согласно первой - нации являются «объективной данностью, своего рода, изначальной характеристикой человечества». Это теория была принята на вооружение и коммунистами, согласно которой нация считается «исторически сложившейся устойчивой общностью людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».
И вторая теория, согласно которой «нации не даны нам от природы, они не являются политической версией теории биологических видов. И национальные государства не были заранее предопределенной кульминацией развития этнических или культурных групп»9, как и «национальная принадлежность – не врожденное человеческое свойство».10 Более того считается, что нации – «это не пробуждение и самоутверждение мифических, якобы естественных и заранее заданных сообществ. Это, напротив, формирование новых сообществ, соответствующих современным условиям, хотя использующих в качестве сырья культурное, историческое и прочее наследие донационалистического мира».
Согласно этой теории, принятой на вооружение во всем цивилизованном мире, катализатором процессов формирования наций является ликвидация феодальной раздробленности в результате развития индустриализации и роста урбанизации, создания единого внутреннего рынка, унификации языка и культуры. В результате этого, система замкнутых в себе аграрных обществ, отделенных пространствами друг от друга, постепенно заменяется совершенно новым типом общества, для которого характерно слияние до сих пор более или менее замкнутых сообществ на основе единой экономики и культуры.
Другими словами, считается, что нации являются продуктом современной эпохи, и отвергают тезис об их древности или извечности. По их мнению, нынешние нации, в современном понимании этого слова, начали развиваться в Европе, а позднее и в других частях мира, начиная со времен Великой Французской революции, т. е. на рубеже XVIII-XIX вв.
Следовательно, никакой французской, английской, немецкой, итальянской или какой-либо другой нации «в незапамятные времена» просто не существовала.
Это очень серьезный вывод!
Претендующие на какую-то вымышленную древность той или иной нации, просто не воспринимаются историческим сообществом.
Более того, согласно этой теории, представителям интеллектуальной элиты отводится исключительная роль в процессе формирования наций.
Т.е. нации имеют сугубо политическое происхождение, т.е. этносы обретают черты нации в результате не саморазвития на этнической основе, а политического действия и, по существу, являются продуктами деятельности отдельных интеллектуалов. И основой этого процесса является сформулированная интеллектуальной элитой национальная идеология, согласно которой «политические и национальные единицы должны совпадать».
Очевидно, что у современных наций имеются глубокие корни в более ранних этнических сообществах, поскольку предвестником современной нации является этническая общность предшествующей эпохи. Напомним, что при формировании современных наций в качестве сырья используется культурное, историческое и прочее наследие доиндустриального периода. В этом смысле характерная для современных наций культурная однородность формируется на базе конкретной этнической общности, которая становится основой конструирования нации. Этнические и культурные характеристики того населения, которые становятся объектом интеллектуалов, существенно влияют на их концепции.
В силу этого, нельзя утверждать, что исходный этнический материал не имеет никакого значения в процессе проектирования нации интеллектуальной элитой. Но, с другой стороны, нельзя утверждать, что существует абсолютно неразрывная связь между национальными и более ранними формами общности, поскольку в реальной действительности этнос и нация – совершенно разные явления.
Большинство современных наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства
В силу этого, в состав нации могут входить представители различных народностей, причем, не обязательно родственных и культурно близких друг другу.
Например, к моменту образования французского государства в конце XVIII века, лишь около трех миллионов населения страны из двенадцати говорили по-французски и могли считаться этническими французами. Единой французской нацией это разноязычное и разноэтническое сообщество стало в ходе антифеодального движения, суть которого заключалось в защите и укреплении завоеваний Великой Французской революции. Лишь в процессе такой борьбы могла формироваться идея национального единства, без которого французская нация не смогла бы оформиться.
(продолжение следует)