Найти тему
Полит.ру

Враждебное зарубежье

Журналист Уолтер Рассел Мид пишет в The Wall Street Journal по горячим следам недавнего скандала с размещением китайской военной базы на Кубе о том, что США утрачивают своё влияние в Западном полушарии:

«Однако Куба – это всего лишь верхушка айсберга. От Тихуаны до Огненной Земли, на просторах которых почти каждая страна на латиноамериканском континенте страдает от растущих социальных, политических и экономических кризисов, национальные интересы США находятся под угрозой. Наркокартели усилили свой контроль над большей частью Центральной Америки и Карибского региона. В Эквадоре закон и правопорядок находятся на грани краха, а в Боливии и Перу назревает политический кризис. Аргентина снова пожинает катастрофические плоды популистской экономической политики в духе Перона. Диктатура Венесуэлы продолжает укреплять свою власть, паразитируя на остатках того богатства, которое принадлежало когда-то самой богатой стране в Западном полушарии. На Гаити нет ничего, близко напоминающего правительство. В Бразилии ни чудачества правительства Болсонару, ни шарлатанские заклинания левого популиста и президента Луиса Игнасио Лула да Силва не дают надежды на восстановление стагнирующей и быстро деиндустриализующейся экономике страны.

<…> Торговля Китая со странами Латинской Америки и Карибского бассейна выросла с 18 миллиардов долларов в 2002 году до 450 миллиардов в 2022-м, а к 2035 году она должна достичь цифры в 700 миллиардов. Начиная с добычи лития в Боливии и заканчивая портами стратегической важности на двух противоположных сторонах Панамского канала, китайские компании участвуют в проектах, связанных с жизненно важной инфраструктурой региона. Около 11 и больше космических объектов на территории 5 стран региона предоставляют Пекину огромные возможности для осуществления разведывательного наблюдения и контроля, и Китай намерен расширить сеть подобных объектов.

Постоянные попытки соперников Вашингтона забраться в Западное полушарие вызвали бы бурю гнева и негодования в политических кругах с того самого момента, когда Джеймс Монро опубликовал текст своей доктрины. Тем не менее, Латинская Америка и Карибский бассейн – это последние регионы на карте мира, где американский внешнеполитический истеблишмент питается самоуспокоительными иллюзиями касательно своих противников, характерными для эпохи после Холодной войны. Тогда американское руководство смеялось над возможностью русских реализовать свои амбициозные планы в бывших советских республиках, которые могли бы представлять угрозу миру и стабильности в Европе, или над тем, что скопление китайских вооруженных сил рядом с Тайванем может угрожать американским национальным интересам, сейчас лидеры США отвергают возможность того, что координированные действия Китая, Ирана и России в Западном полушарии могут подорвать безопасность американского государства.

Если и есть грех, который был присущ внешней политике США с момента начала “конца истории” в начале 1990-х и привёл к нынешней печальной ситуации, то это зацикленность на грандиозных и масштабных глобальных целях, осуществлявшихся за счёт следования американским национальным интересам в их традиционном понимании. Безопасность и процветание нашего ближнего зарубежья очень много значат для США, однако Латинская Америка всегда оставалась на задворках внешнеполитического курса Вашингтона с конца эпохи Холодной войны.

Монро всё понимал правильно. Поддержание государственной безопасности США требует, чтобы ни одна враждебная нам страна не могла превратить Западное полушарие в арену геополитического соперничества. Чтобы остановить вмешательство иностранных государств в дела стран нашего полушария, Америка должна сотрудничать со своими соседями, помогая им избежать падения в хаос государственных кризисов, чем могут незамедлительно воспользоваться враждебные страны».