Инцидент с Douglas DC-3 над Балтийским морем.
Швеция отправила в СССР официальную ноту протеста.
16 июня 1952 года в небе над балтийским морем истребитель советских ВВС сбил шведский самолет Тр47. Инцидент с Douglas DC-3 над Балтийским морем, также известен как инцидент с «Каталиной» или Каталинский инцидент.
Ранее 13 июня был сбит Tp 79 ВВС Швеции (модификация американского Douglas DC-3) выполнявший радиотехническую разведку для Радиоведомства национальной обороны, сотрудничавшего с НАТО. С помощью этого самолёта собирались радиотехнические данные по новым радиолокационным станциям на побережье советской Прибалтики. В частности, собирались секретные данные по советским радиолокаторам П-20 «Перископ» в районе Лиепаи. Никто из восьми членов экипажа не выжил.
Советская сторона была подробно осведомлена о настоящем задании для DC-3, поэтому заранее подготовила контрмеры. Информацию о том, что Швеция негласно нарушает нейтралитет и занимается авиационной и радиотехнической разведкой в пользу НАТО, Советский Союз получал от высокопоставленного шведского военного Стига Веннерстрёма, плодотворно сотрудничающего с ГРУ.
Вторым сбитым самолётом стал Tp 47 ВВС Швеции — летающая лодка Catalina, участвовавшая в поисково-спасательной операции по поиску пропавшего DC-3. Экипаж Catalina из пяти человек был спасён.
Советский Союз отрицал свою причастность к инциденту с «Дугласом DC-3» вплоть до распада в 1991 году.
Оба самолёта были обнаружены в 2003 году.
Tp 79 (DC-3) был поднят, восстановлен и передан музею шведских ВВС.
Первым сбитым самолётом Тр 79 был Douglas DC-3A-360 Skytrain. Он имел серийный номер 79001.
13 июня 1952 года с бортом DC-3 был потерян радиоконтакт в районе к востоку от острова Готска-Сандён, при выполнении самолётом операции по сбору разведданных для Радиоведомства национальной обороны.
Все восемь членов экипажа погибли в результате инцидента. Трое из восьми членов экипажа были военнослужащими ВВС Швеции, а остальные пятеро являлись операторами радиотехнической разведки.
Через три дня после первого инцидента, 16 июня 1952 года, две летающие лодки «Consolidated PBY-5 Catalina» искали экипаж пропавшего накануне самолёта близ побережья Эстонии.
В районе острова Муху один из гидросамолётов был перехвачен советскими истребителями. Они попытались посадить «Каталину» на советской территории, но летающая лодка, с серийным номером 47002, устремилась в нейтральные воды, и была подбита. Пилоты подбитой «Каталины» сумели спустить на воду плот.
Экипаж из пяти человек был спасён западногерманским грузовым судном «Münsterlan».
Инцидент привёл дипломатические отношения между СССР и Швецией на грань разрыва и вызвал волну возмущений в шведском обществе. Швеция отправила в СССР официальную ноту протеста.
Швеция в течение почти 40 лет утверждала, что самолёт выполнял учебный полёт.
Только после давления со стороны семей членов экипажа власти подтвердили, что DC-3 был оснащён британским оборудованием и вёл наблюдение для НАТО.
В 1991 году генерал Фёдор Шинкаренко признал, что в 1952 году он приказал сбить DC-3, подняв на его перехват МиГ-15бис.
Пулевые отверстия на 79001 показали, что DC-3 был сбит истребителем МиГ-15бис. Также было определено точное время приводнения, так как одни из часов в кабине остановились в 11:28:40 по центральноевропейскому времени. Обнаружены и идентифицированы останки четырёх членов экипажа из восьми человек.
10 июня 2003 года капитан авиакомпании и бывший пилот ВВС Швеции Андерс Яллай и историк Карл Дуглас из шведской компании Marin Mätteknik AB обнаружили останки сбитого DC-3 с помощью гидролокатора на глубине 126 м.
Спустя 52 года останки DC-3 были подняты на поверхность 19 марта 2004 года. Обломки самолёта были извлечены с помощью дноуглубительных работ. Причём применялась технология заморозки грунта, дабы не повредить фюзеляж и детали самолёта. Самолёт был перевезен на военно-морскую базу Мускё для исследования и восстановления, и 13 мая 2009 года был выставлен в Музее ВВС Швеции в Линчёпинге. Модель самолёта «Tp 79» в масштабе 1:12 тоже была передана в аренду Музею ВВС 5 мая 2009 года.