Бывший управляющий КУКУ (Кустового управления курортных учреждений) Семен Данилович Петухов работает экскурсоводом, знакомящим гостей Кавказских минеральных вод с Горпарком, Пещерой вздохов, Музраковиной, Корпусом механотерапии, Платановой аллеей и прочими примечательными местами. В ходе экскурсий он постоянно делает отклонение от маршрута, показывая экскурсантам здание гостиницы "Чайка", в котором ранее располагалось упраздненное КУКУ. С.Д. Петухов с экскурсантами ездит по достопримечательностям на автобусе открытого типа. Этим автобусом является экскурсионный автобус на шасси ГАЗ-51, выпускавшийся Сочинским автотранспортным управлением с 1954 по 1962 гг. Неофициально автобус назывался "ЦАРМ" (Центральные авторемонтные мастерские г. Сочи) или "Торпедо" (по типу кузова).
В своей статье "Новые советские автобусы", опубликованной во 2 номере журнала "За рулем" за 1956 г., А.И. Скерджев так описывал данный автобус: "Кроме передних стоек ветрового стекла, образующих раму, на которую натягивается тент, никаких стоек больше нет, так как нет в кузове и боковых стекол. Переднее ветровой стекло состоит из четырех секций, две из которых (крайние) выполнены гнутыми – это улучшает обзорность и способствует улучшению внешнего вида машин. На случай дождя, а также для защиты от прямых лучей солнца предусмотрен убирающийся тент. К передним стойкам ветрового стекла примыкают с обеих сторон низкие фигурные стекла, предохраняющие водителя и сидящих впереди пассажиров от прямых потоков пыли и мошкары, часто встречающейся на юге. Автобус имеет одну дверь, открываемую водителем с помощью простого рычажного механизма".
Существовало две основные версии экскурсионного автобуса: стандартная (20 мест плюс место водителя) и удлиненная (23 места плюс место водителя). Одно из мест, расположенное спинкой сиденья к левому борту, предназначалось для экскурсовода.
В 1958 г. вместо кузовных деталей от ПАЗ-651 начали использоваться элементы от КАвЗ-651А, что связано с передачей производства с Павловского автобусного завода на Курганский автобусный завод. В Сочи автобус обслуживал экскурсионные маршруты вплоть до 1970 г.
Габариты: 6170 х 2360 мм (стандартная версия)
Двигатель: ГАЗ-51, I6, объем 3,5 л., мощность 80 л.с.
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая
Автобус можно увидеть в фильме "Матрос с "Кометы""(1958, реж. И.М. Анненский).
Источники:
1. Скерджев А.И. Новые советские автобусы // За рулем. 1956. № 2. С. 7.
2. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. М.: Автотрансиздат, 1958. С. 81-86.
Благодарим за внимание!