Найти в Дзене
GaidaiResearch

Экскурсионный автобус на шасси ГАЗ-51 в фильме "Жених с того света"

Бывший управляющий КУКУ (Кустового управления курортных учреждений) Семен Данилович Петухов работает экскурсоводом, знакомящим гостей Кавказских минеральных вод с Горпарком, Пещерой вздохов, Музраковиной, Корпусом механотерапии, Платановой аллеей и прочими примечательными местами. В ходе экскурсий он постоянно делает отклонение от маршрута, показывая экскурсантам здание гостиницы "Чайка", в котором ранее располагалось упраздненное КУКУ. С.Д. Петухов с экскурсантами ездит по достопримечательностям на автобусе открытого типа. Этим автобусом является экскурсионный автобус на шасси ГАЗ-51, выпускавшийся Сочинским автотранспортным управлением с 1954 по 1962 гг. Неофициально автобус назывался "ЦАРМ" (Центральные авторемонтные мастерские г. Сочи) или "Торпедо" (по типу кузова).

"Торпедо" перед гостиницей "Чайка", кадр из фильма "Жених с того света" © Мосфильм
"Торпедо" перед гостиницей "Чайка", кадр из фильма "Жених с того света" © Мосфильм
"Торпедо" перед гостиницей "Чайка", кадр из фильма "Жених с того света" © Мосфильм
"Торпедо" перед гостиницей "Чайка", кадр из фильма "Жених с того света" © Мосфильм

В своей статье "Новые советские автобусы", опубликованной во 2 номере журнала "За рулем" за 1956 г., А.И. Скерджев так описывал данный автобус: "Кроме передних стоек ветрового стекла, образующих раму, на которую натягивается тент, никаких стоек больше нет, так как нет в кузове и боковых стекол. Переднее ветровой стекло состоит из четырех секций, две из которых (крайние) выполнены гнутыми – это улучшает обзорность и способствует улучшению внешнего вида машин. На случай дождя, а также для защиты от прямых лучей солнца предусмотрен убирающийся тент. К передним стойкам ветрового стекла примыкают с обеих сторон низкие фигурные стекла, предохраняющие водителя и сидящих впереди пассажиров от прямых потоков пыли и мошкары, часто встречающейся на юге. Автобус имеет одну дверь, открываемую водителем с помощью простого рычажного механизма".

У центрального входа санатория "Новые Сочи" Управления делами ЦК КПСС, Сочи, 5 мая 1959 г., госномер: со 62-06 © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/515086
У центрального входа санатория "Новые Сочи" Управления делами ЦК КПСС, Сочи, 5 мая 1959 г., госномер: со 62-06 © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/515086
Напротив Центрального санатория РККА имени т. К.Е. Ворошилова, Сочи, 4 июля 1957 г., госномер: со 41-59 © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/983943
Напротив Центрального санатория РККА имени т. К.Е. Ворошилова, Сочи, 4 июля 1957 г., госномер: со 41-59 © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/983943

Существовало две основные версии экскурсионного автобуса: стандартная (20 мест плюс место водителя) и удлиненная (23 места плюс место водителя). Одно из мест, расположенное спинкой сиденья к левому борту, предназначалось для экскурсовода.

У ресторана "Ахун", Сочи, 25 июня 1959 г. © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/1821783
У ресторана "Ахун", Сочи, 25 июня 1959 г. © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/1821783
По дороге от озера Рица, Абхазская АССР, 23 августа 1955 г., госномер: со 42-55, на заднем плане еще один автобус "ЦАРМ", госномер: со 42-04 © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/1362052
По дороге от озера Рица, Абхазская АССР, 23 августа 1955 г., госномер: со 42-55, на заднем плане еще один автобус "ЦАРМ", госномер: со 42-04 © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/1362052

В 1958 г. вместо кузовных деталей от ПАЗ-651 начали использоваться элементы от КАвЗ-651А, что связано с передачей производства с Павловского автобусного завода на Курганский автобусный завод. В Сочи автобус обслуживал экскурсионные маршруты вплоть до 1970 г.

Более поздняя версия "Торпедо" перед первым корпусом Международного молодежного туристского лагеря "Спутник", Сочи, первая половина 1960-х гг., госномер: 37-07 соч © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/1514223
Более поздняя версия "Торпедо" перед первым корпусом Международного молодежного туристского лагеря "Спутник", Сочи, первая половина 1960-х гг., госномер: 37-07 соч © Неизвестно, источник: https://pastvu.com/p/1514223

Габариты: 6170 х 2360 мм (стандартная версия)

Двигатель: ГАЗ-51, I6, объем 3,5 л., мощность 80 л.с.

Коробка передач: механическая, четырехступенчатая

Автобус можно увидеть в фильме "Матрос с "Кометы""(1958, реж. И.М. Анненский).

"Торпедо" на Мацестинском виадуке, Сочи, кадр из фильма "Матрос с "Кометы"" (1958, реж. И.М. Анненский), госномер: со 47-55 © Мосфильм
"Торпедо" на Мацестинском виадуке, Сочи, кадр из фильма "Матрос с "Кометы"" (1958, реж. И.М. Анненский), госномер: со 47-55 © Мосфильм

Источники:

1. Скерджев А.И. Новые советские автобусы // За рулем. 1956. № 2. С. 7.

2. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. М.: Автотрансиздат, 1958. С. 81-86.

Благодарим за внимание!