Художник, которого назвали русским импрессионистом, искусствовед, написавший множество книг, статей об искусстве, реставратор, имя которого сейчас носит московский центр реставрации, хороший управленец, возглавлявший долгое время Третьяковскую галерею. Трудно поверить, что это один и тот же человек – Игорь Эммануилович Грабарь (1871– 1960).
Родился Игорь Грабарь 13 марта 1871 года в Будапеште в семье общественного деятеля и члена венгерского парламента. В силу обстоятельств семья сначала переезжала по Европе – в Италию, во Францию, а в 1876 году переехала в Россию.
В 1893 году Грабарь закончил университет с дипломом юриста, а в 1894 поступает в Академию художеств в Петербурге (это было его осознанным решением – сначала получить университетское образование, а потом уже учиться на художника). В Академии Грабарь учился успешно (это были 1894-1896гг), в том числе у В.Е.Савинского, Н.А.Бруни, и в мастерской И.Репина (с 1895), затем продолжил обучение в Европе, в Германии, в мюнхенской школе Антона Ашбе (в 1896-1898 гг), причём 1898 году школа была преобразована в "Школу А.Ашбе и И.Грабаря", и Грабарь преподавал там до 1901 года.
Вернулся в Россию, работал в Москве с 1903 года. Был членом объединения художников «Мир искусства».
В 1913 году избран попечителем Третьяковской галереи. Благодаря ему был наведён порядок в инвентаризации экспонатов, а также изменена экспозиция картин (их расположение в залах, переделаны некоторые входы в залы для более выгодного обзора картин и т.п.).
После революции Грабарь занялся спасением памятников искусства, в том числе их реставрацией; так в 1918 году при участии Грабаря были созданы Центральные реставрационные мастерские, а сам Грабарь стал их директором ( с 1918 по 1930 гг, с 1944 – научный руководитель). Сейчас это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря.
Грабарь также был директором МХИ (Московского художественного института, ныне - МГАХИ им.Сурикова) – с 1937 по 1943, Всероссийской АХ – 1943-1946, Института истории искусств АН СССР – 1944-1960.
Живопись Грабарь очень любил и старался заниматься творчеством в свободное время, которое, конечно, было трудно выделить при столь активной научной и музейной деятельности. Тем не менее его художественное наследие довольно велико. Не буду разделять его работы по периодам, а просто покажу ряд картин, распределённых по жанрам, а писал художник натюрморты, портреты и пейзажи, а также жанровые картины.
По-моему, цветы и натюрморты у мастера наиболее импрессионистичны:
Когда я была ребёнком и видела репродукцию "Хризантем", думала, это одна ваза отражается в зеркале... Так мягко написана ваза слева, буквально растворяется в воздухе.
Портреты преимущественно реалистичны:
Сам Грабарь интересно пишет о портрете Светланы (первый в галерее):
"...В один сеанс портрет был в сущности готов. На следующее утро я только кое-где его тронул. Он меня удовлетворил, как ничто другое до сих пор, ибо я твёрдо почувствовал, что в нём удалось ухватиться за край чего-то большого, что пока не даётся, но до чего уже не так бесконечно далеко. Он - живой по форме, и в цвете, и, главное, по выражению глаз и всего лица."
Люблю старые фотографии; посмотрите, какая интересная, живая:
О работе над этим портретом Грабарь пишет в письмах так:
"Я пишу уже 5-й сеанс сложный портрет Вали на воздухе, - целая картина. Писать надеюсь ещё неделю, а то и две. Ничего другого ещё не успел из-за этого сделать, т.к. пишу каждое утро часов по 5, а потом уже выдыхаешься: только к морю, да назад, и день прочь."
(А вы бы могли писать 5 часов подряд? :))
Ещё интересная фотография - художник за работой над автопортретом:
И снова о живописи. Вот групповой портрет на открытом воздухе здесь – импрессионизм на 100%:
Особенно волшебно Грабарь писал зимние пейзажи (его берёзу в инее на зимнем солнце видел в учебниках каждый советский школьник):
Другие времена года в картинах Грабаря:
Рассматривая иллюстрации, понятно, что самые впечатляющие (на мой взгляд) картины художника в жанре импрессионизма написаны начале 1900-х годов - это примерно 1901-1908 гг., после возвращения из Европы и под впечатлением от работ импрессионистов. Именно они меня и восхищают - невероятный свет, цвет, фактурные мазки краски, воздушность. Работы следующих периодов относятся к реализму.
В качестве искусствоведа Грабарь написал много книг. Одна из них – «Искусство в плену», весьма занимательное произведение. Конечно, в нём присутствует идеология тех лет, критика западного искусства того времени, но есть вопросы, которые не могли быть затронуты ни идеологией, ни временем – это то, как искусством манипулируют галеристы, как при помощи маркетинговых манипуляций они «делают цены» на одни произведения искусства, и задвигают другие, причём всё изложенное по сути актуально и для нас.
К сожалению, книгу в электронном варианте в сети я не нашла, могу только привести обложку одного из изданий:
Ещё одна книга, касающаяся Грабаря – это издание его писем, в двух частях - «Письма 1917-1941» и «Письма 1941-1960».
Письма дают полный обзор его деятельности. Интересен рассказ (в письмах) о выставке русских художников в Штатах, в Нью-Йорке в 1924 году.
Художник много пишет о своей работе, в том числе немного о живописи.
Вот фрагмент, где в письме от 6 августа 1947 года он советует знакомой, Екатерине Бологовой, как нужно писать с натуры реалистично:
«Мой совет – ставить себе дома натюрморт, непременно несложный, самый простенький – огурец и яйцо, две картофелины и небольшой качан капусты, или стакан чай с ломтем хлеба, и т.п., избегая блестящих предметов – золочёных, хрусталя и др. Ставьте совершенно рядом на высоте и плоскости маленький холстик или картон и натуру и пишите в натуральную величину. Пишите обязательно стоя, но не оставаясь на одном месте, а всё время то отходя (для того, чтобы видеть общее и иметь возможность сравнения натуры и этюда), то приближаясь, пока не достигнете абсолютного тождества. Свет должен падать слева. …Напишите два десятка таких натюрмортов, и 21-й будет уже на высоком уровне».
И.Грабарь - автор "Истории русского искусства", книги "О древнерусском искусстве", а ещё при его жизни была издана автомонография "Моя жизнь" (в 1937 году); также им были написаны монографии о художниках И.Репине, В.Серове; есть книги по архитектуре - "Петербургская архитектура в 18 и 19 веках", "О русской архитектуре", и другие работы.
Умер Игорь Грабарь 16 мая 1960 года, прожив достаточно долгую и интересную жизнь.
P.S. Почему я пишу о любимых художниках? Чтобы показать свои предпочтения в живописи и рисунке и собрать здесь читателей-единомышленников, кому интересно именно это - как рождается искусство в стиле реализма, импрессионизма, постимпрессионизма. Если я предпочитаю эти направления, вряд ли на страницах этого канала я буду рассказывать о том, как написать натюрморт в стиле голландцев, и т.п. Предыдущие статьи из рубрики "Любимые художники" были о Писсарро, Сислее, Тулуз-Лотреке, а также об интересном и опередившем своё время художнике Уильяме Тёрнере.
А уже вышедшие статьи о теории и практике живописи и рисунка можете смотреть в подборках:
И удачи в творчестве! :)