Сюжет:
«- А вы верите в Бога?
– В это месяце да.»
Главный герой по имени Горенг приходит в себя в камере, похожей на тюремную, на этаже 48. Он и его сокамерник находятся в огромной многоярусной башне-цитадели где ежедневно через все этажи проходит платформа с многочисленными блюдами. Еда здесь самый ценный ресурс, ведь в изобилии она достается только тем, кто находится на самом верху, а остальные вынуждены доедать только то, что осталось. Чем ниже находится камера, тем меньше еды до него доходит. Каждый месяц люди меняются камерами и неизвестно на каком уровне тебе повезет оказаться.
Смысл фильма:
«Очевидно же…»
Первая и самая очевидная истина, которую нам показывают в этом фильме – это классовое неравенство со всеми его «ништяками». Верхушка, ежедневно получающая еду в избытке, «начинает думать» как выразился один из персонажей, и быстро сходит с ума. Средние уровни вынуждены терпеть выкрутасы верхушки и доедать за ними объедки. А низы и вовсе умирают от голода, ведь о них вообще никто не думает. Стоит ли говорить, что человеческое общество на всей своей истории было устроено точно также. Вопрос лишь в том, насколько далеко мы ушли от этой системы сегодня.
«Яма» или тюрьма воплощает собой все человеческие пороки. Здесь процветают эгоизм, жестокость, безразличие, глупость, насилие и многое другое, вплоть до поедания сокамерников. Никто из её обитателей (кроме главного героя и ещё двух людей) не думает о других, и более того – не думает о своём будущем. Ведь совершенно ясно, что тот, кто оказался наверху, в следующем месяце может оказаться в самом низу и потому нужно каждый должен съедать минимум, чтобы те. Кто находится ниже могли продержаться месяц. Но несмотря на всю простоту устройства ямы, люди не пытаются действовать разумно.
Те, кто живёт «не по понятиям», то есть не стремится к сиюминутным благам, воспринимаются как глупцы или сумасшедшие и не встречают поддержки у остальных. Главный герой с его добротой и попытками изменить систему, Михару, путешествующая по уровням в поисках своего ребёнка, и даже Имогири с её идеями и теориями – все они в итоге проигрывают.
Ещё одна негативная черта человечества показана нам во время пребывания главного героя на 33-м уровне вместе с Имогири: две недели его новая сокамерница пыталась вежливо и спокойно вразумить соседей снизу экономить пищевые ресурсы, но всё тщетно, но когда Горенг в грубой форме пригрозил портить еду, чтобы им ничего не доставалось, соседи вмиг его послушали. Вывод: цивилизованный диалог слабо помогает в общении с толпой, гораздо лучше здесь работает кнут.
Смысл фильм очевиден: пока каждый из нас выбирает сиюминутные первичные потребности, не думая о других и о завтрашнем дне, эта система так и будет работать.
Неудавшиеся революционеры или была ли девочка…
Больше всего вопросов и дискуссий вызывает концовка и загадочная девочка, которую наши герои находят на самом последнем 333 уровне. Собственно, отправляются они на самый низ по собственной воле, чтобы разумно распределить все ресурсы и отправить наверх условное послание – нетронутую панна-котту как символ сломанной системы. Однако внизу они находят ребёнка, хотя ранее Имогири уверяла, что детей здесь быть не может, а та женщина не в себе. В итоге наверх отправляется эта самая девочка, а Горенг уходит во тьму. В чём смысл такой концовки?
Самые внимательные зрители наверняка увидят, что в середине фильма нам показывают, как шеф-повар отчитывает кондитера за волос в панна-котте. Это та самая панна-котта, которую отправили наши герои. Но её воспринимают не как символ протеста. А как несъёденное блюдо из-за волоса. А что касается девочки, то обратите внимание на её состояние: она чистая, здоровая не испуганная. И жива на 333 уровне! Что совсем не соответствует реалиям. Значит, девочка – это лишь галлюцинация Горенга. Становится понятно, что революция, которую затеял главный герой, не удалась и система осталась прежней.
На этом всё, спасибо за внимание.
Не забываем ставить лайки и подписываться на мой канал!