Найти тему

Учение об Откровении или "Только Писание". (Сравнительное богословие)

Мы все наслышаны, что представители протестантских деноминаций в своей полемике часто прибегают к фразам, наподобие: "Покажите, где это сказано в Библии". Таким образом, ставя в тупик оппонента. И правда, если в Библии нет, значит отдает недостоверностью, как кажется на первый взгляд.

Подход этот тесно связан с тем ,что называется учение "сола скриптура" или "только Писание". Протестантизм утверждает это учение. Хотя первые реформаторы Церкви не всегда отказывались от обращения к другим источникам, таким как труды Василия Великого или Григория Богослова, в современном протестантизме "сола скриптура" стало пониматься практически буквально. Не вдаваясь в сложности полемики, хотелось бы спросить почему это учение появилось.

Изучая историю протестантизма, можно сделать вывод, что оно родилось из более глубокого вопроса, а именно: " что может являться авторитетом толкования Священного Писания? "

В позднем средневековье, в католической Церкви было много проблем, связанных с пониманием Библии. Простой народ редко мог сам читать Писание, так как оно было написано в основном на латыни, которой никто не знал. Толковать же священные тексты имели право только священники, чем часто пользовались в своих целях.

Реформаторы, решая эти проблемы, перевели тексты на понятные языки и дали возможность каждому понимать Библию. однако, это создало другие трудности. Понимание текстов сильно разнилось и стали возникать серьезные споры о правильности толкования. Позднее лидерами реформаторского движения были написаны так называемые символические книги, которыми до сих пор пользуются протестанты. Таким образом, авторитет в экзегезе перешел со священников на Лютера, Кальвина и т.д.

Что же может предложить Православие в ответ на эти проблемы. Мне кажется, самое главное, что мы можем, так это отказаться от идеи внешнего авторитета. Писание жизненно только в Церкви, потому что в Церкви оно становится не только Словом, но и Плотью. Именно реальность Воплощения есть основа всей жизни Церкви. Поэтому ничего не может быть над Церковью, никакого авторитета. Толкование Писания принадлежит только Церкви, поэтому в ней существует способ донесения Истины в том, что называется Предание. Предание это не что-либо отличное от Писания, но жизнь самого Писания. Поэтому православная экзегеза не авторитетна, а церковна. Да, мы согласны с "сола скриптура", но только, учитывая ее экклезиологический характер.