Найти тему
Изучаю людей

Как формируется успешность ребенка

Немножко не по плану я иду, ну да ладно. Давайте поговорим про игру. Я написала в предыдущем статье, что нарушения, замеченные или появившиеся впервые в период эмоционального общения (до года) и в период предметной деятельности (с года до трёх) - самые тяжёлые. С рождения до года - старт коммуникации. С года до трёх - активное развитие понимания речи. Нарушения коммуникации и нарушения понимания речи - самое серьезное, что может с ребенком в плане его психического развития случиться.

Конечно, эти функции, как и любые другие, в любой момент могут распасться абсолютно у любого человека, но давайте все же поговорим про те случаи, когда не распадается, а изначально не формируется. Изначально не сформированная коммуникация, изначально не сформированное понимание речи - это такие инвалидизирующие детские диагнозы как аутизм, нарушения интеллекта, сенсорная алалия. Коммуникация и понимание должны сформироваться до трёх лет, если они вдруг все же начинают формироваться, но позже этого периода - это все равно уже аутизм, уже алалия, уже серьезная интеллектуальная задержка. Что же происходит, если не формируется игра - следующая ведущая деятельность в онтогенезе? Для того, чтобы в этом разобраться, необходимо выяснить, какие стадии проходит игра в своем формировании. Их три. 

Ступень первая - бытовая игра с предметом-заместителем. По сути это ещё та же предметная деятельность, но вместо реальных предметов на сцену выходят похожие - по форме, цвету, другим характеристикам. Не получая в свободное пользование такой желанный настоящий утюг, ребенок берет деревянный брусок и понарошку "гладит" им кукольные вещи.

Ступень вторая - развернутая режиссерская игра. Для того, чтобы понять ее суть, достаточно сосредоточиться на слове "режиссерская". Ребенок уже не сосредотачивается на бытовухе, он пишет картину крупными мазками, и в фокусе уже не глажка белья и готовка каши, а что-то гораздо более впечатляющее, как в фильме, в котором главные герои несомненно каждый день чистят зубы и что-то едят, вот только все это за кадром и никого не волнует, если не имеет прямого отношения к сюжету. То ли дело спасение людей из горящего дома! В это и играем. 

И, наконец, ступень третья - игра с правилами. Как на предыдущем этапе ушли за кадр, редуцировались повседневные бытовые действия, так на этом уходят и отношения, и геройские поступки, и вся атрибутика. В фокусе - правила. В игре казаки-разбойники нет никакой казачьей формы и разбойничьей хламиды, зато есть четко по пунктам без бумаги прописанные пошаговые правила каждого участника игры. 

Конечно же, переходя с этапа на этап, ребенок не отбрасывает как использованный материал, этап предыдущий. Мы говорим про то новое, которое формируется. А на базе этого нового - формируются и новые психические функции. Какие же?

Итак, ступень первая. Ее развитие связано с развитием воображения, воображение питает игру, игра питает воображение, это взаимообогащающий процесс. Что же такое воображение - оперирование образами. Похоже на утюг - будет утюгом. Похоже на машину - будет машиной. Дракон, которого никто никогда не видел, сочетает в себе образ крокодила и образ летучей мыши. Наглядно-образное мышление - вот что приходит сейчас на смену предыдущему наглядно-действенному, и тем оно живее и богаче, чем больше ребенку предоставляется возможностей образами оперировать. Чем больше у него возможностей и времени играть. Чем больше желания воплотить в игре что-то пока для него недоступное. Чем больше вокруг предметов, минимально похожих на реальные, способных быть всем, чем угодно - палок, брусков, тканей. Как придушить эту ведущую деятельность - да не очень сложно. Достаточно завалить максимально детализированными игрушками по запросу и без, зачем воображение, и так все есть, и все скучно, потому что куча вещей и ничего не найти. Не дать времени играть, занять это время развивашками или мультиками. Несложно, практикуем. Что будет в результате - не, инвалида не будет. Вот туповат, так скажем - будет. Мышление же развивается. Ну будет такое, тугоподвижненькое. Не умственная отсталость, нет. Но обучать многому специально придется. 

Если на первой ступени ребенок одинаково успешно играет как один, так и с друзьями, то вторая без друзей малореализуема. Ну не в одиночку же мне пожарную команду изображать. Нужен Петя, и Вася, и Саша. Только вот беда - Петя хочет быть главным пожарным, как и я, Вася хочет играть вообще в пиратов, а Саша понятия не имеет, кто такие пожарные. Что делать будем? Договариваться, искать компромисс, немного наступать на горло собственной песне, объяснять правила игры. Давай сначала ты будешь главным пожарным, потом я, а потом они все вместе подадутся в пираты, а пожарный одет так-то и занимается тем-то, а пират... Что формируется? Воля. Произвольность. Продвинутая коммуникация. Понимание причинно-следственных связей. Развернутая богатая речь. Словесно-логическое мышление. Можно без всего этого жить? Можно. Многие живут. С каждым поколением все большее количество. Но со всем перечисленным жить гораздо лучше и веселей. Успешность мы сейчас формируем. Адаптивность. Повышенную, так сказать, нормальность. Когда из любого места в жизни выжмет все возможное и на гребень волны вспрыгнет, и там удержится. Как уничтожить эту стадию - ой, вообще на раз два. Не дать времени. Друзей. Пространства. Развивать с утра до вечера, в продвинутом садике с утра до вечера строем ходить, не до игры. Ограничить пространство одной верандой этого самого садика. Вот и все. Вот и нету. Ну и гаджеты, конечно) Я уж про них все время не пишу, и так понятно. 

Едем дальше, третья стадия. Правила. Все предыдущие факторы так же значимы, и даже больше. Время, пространство, друзья. Желательно максимально разновозрастные - самая крутая игра с правилами, когда участвуют от 6 до 16. Когда мячом в вышибалах подросток и с ног сбить может. Хочешь продолжать играть - утри сопли и вперёд. Не хочешь, иди к мамочке. Что формируем? Опять волю. Произвольное подчинение правилам ради общей идеи. Свободный выбор - можно ведь не подчиняться. Понимание последствий каждого выбора. Опять успешность. И - школьная готовность. Это мы с вами можем до одури обсуждать недостатки современной школы, и это нормально. У нас есть позиция, мнение, заключения, аргументы и факты. Когда это начинает делать ребенок без жизненного опыта - не знаю, мне странно. И гораздо более успешны в школе те, кто этого НЕ делает. Не сидит и не стонет, что это плохо, а тут ещё хуже. Дело родителей - делать ребенку хорошо. Дело ребенка в этом возрасте - нормально относиться к правилам. Любым. В кустах сидеть пока не найдут - не бред ли? Бред. Но так надо. Когда ребенок в 7-8 лет тратит свою психическую энергию на резонерство и скептицизм - он крадёт ее у познания. Формируется устойчивый тип нытика - перестройте этот мир, чтобы мне было хорошо! Вы перестройте, я сам же ничего не могу, я ребенок! Мое дело - ныть. Парадокс в том, что вырастает и может уже менять систему - но схема, усвоенная раньше возраста активности, продолжает работать. Могу уже менять мир - но не делаю этого. Ною. Потому что всему свое время. 

Подозреваю, что многие захотят поспорить. Давайте)