Найти тему
Полит.ру

Медиаполитики даже не представляют

Ведущий подкаста «Это базис» Александр Замятин пишет:

«В твиттере поднялась волна призывов к медийным оппозиционерам с требованием выступить против антитрансгендерного законопроекта. На этой волне проявился любопытный эффект перформативности медиаполитики. <…>

Дисклеймер. Я однозначно считаю этот законопроект людоедским и поддерживаю борьбу с ним. Для меня тут даже спорить не о чем. Гомофобия и трансфобия — настоящее зло, без преодоления которого никакого социального прогресса быть не может.

<…> Оппозиционные медиа утверждают, что ведение ютуба сейчас является главной формой политики, а их аудитория начинает этому верить и относиться к их спикерам как к политикам, от которых нужно требовать действий в её интересах. Проще говоря, вы сказали, что вы политики, потому что ведёте ютуб о политике, а ваша аудитория сказала: окей, вы политики, тогда вот вам наши политические требования.

<…> Существенно, что в данном случае к ним приходят не как к ЛОМам с просьбой помочь, а именно как к политикам с требованием что-то сделать.

Ярче всего это проявляется в шантаже представительством. Активисты угрожают медиаполитикам, что те потеряют право их представлять, если откажутся высказаться. Но что авторизовало это представительство, если не было выборов? Если я смотрю ютуб такого-то политика за обедом и склонен поддерживать его слова, то он меня уже представляет? Это похоже на некий новый тип аудиторного представительства. <…>

Такой подход ожидаемо вызвал сопротивление тех самых ЛОМов, потому что в логике медиаполитики они сами должны управлять повесткой. В медиаполитике предложение создаёт спрос, а не наоборот: важны те темы, о которых говорят в медиа. Требования активистов нарушают эту логику. <…>

Для медиаполитики важно, чтобы зрители оставались по ту сторону камеры и проявлялись только в виде статистики и реакций для алгоритмов. Но когда зрители политизируются, они начинают действовать, что нарушает эту схему и ставит под угрозу всю конструкцию.

Нужно понимать, что оппозиция сместилась в медиаполитику не по своей воле, а под жёстким репрессивным давлением. Ютуб стал последним рубежом массового сопротивления. В силу описанного противоречия это состояние неустойчиво, и мы наверняка увидим ещё много таких аварий».