Найти тему
Словодел

Египет пишем, Иран в уме: какие страны осталось принять в БРИКС, чтобы собрать всепланетный роял-флеш

Египет официально подал заявку на вступление в БРИКС, об этом сообщает посол РФ в Каире Георгий Борисенко. Расширение БРИКС намечается уже давно, но с присоединением Египта перед организацией открываются весьма заманчивые перспективы.

Как отмечает Борисенко, интерес Египта к вступлению в БРИКС во многом продиктован стремлением содружества перевести международные расчеты на национальные валюты или создать одну общую. Эту точку зрения подтверждает членство Египта в созданном странами БРИКС Новом банке развития. Не менее важны для Каира и перспективы расширения торговых связей как с Россией, так и с другими членами союза.

Чем хорош БРИКС для Египта — понятно, но что Египет может дать БРИКС?

Во-первых, это заметный региональный игрок с быстро растущим населением. Во-вторых, это держава, служащая мостом между арабским и африканским миром. Но есть еще и третий аргумент протяженностью около 160 километров — Суэцкий канал.

Наследие фараонов на службе БРИКС

Переоценить значение Суэцкого канала сложно. Это одна из важнейших транспортных артерий планеты, имеющая глобальное влияние на экономику. Достаточно вспомнить панические нотки в публикациях о контейнеровозе Ever Given, который в марте 2021 года сел на мель, перегородив канал. Эта история продлилась всего шесть дней, но за это время у входов в канал образовалась пробка из более чем 450 судов, а потери мировой экономики по различным оценкам составили до 10 млрд долларов за день простоя.

Также о значении Суэцкого канала говорит тот факт, что его история насчитывает не одну тысячу лет. А значит, даже в глубокой древности водный маршрут между Красным и Средиземным морями уже имел серьезное экономическое значение.

   wikipedia.org | Axelspace Corporation / CC BY-SA 4.0
wikipedia.org | Axelspace Corporation / CC BY-SA 4.0

Конечно, о том, что Египет по вступлении в БРИКС отлучит Западные страны от пользования своим национальным достоянием, речи не идет. Но сам факт контроля члена БРИКС над одним из ключевых для Европы транспортных узлов создает дополнительную головную боль для Брюсселя и Вашингтона. Тем более, что этот фокус можно провернуть и в других точках планеты.

Торгово-экономический роял-флэш

При взгляде на полки магазинов, где лежат товары со всего мира, может показаться, что границ для перемещения грузов больше нет, и любую вещь из любой страны не сложно доставить покупателю практически куда угодно. Но это обманчивое впечатление.

Около 80% всего мирового грузооборота относится к морским перевозкам. А львиная доля всех грузов, перевозимых по морю, проходит всего через четыре ключевых точки на планете Земля: Суэцкий и Панамский каналы, а также Малаккский и Ормузский проливы. В качестве дополнения к ним выступает Северный морской путь, но эта артерия еще только набирает популярность.

Контроль над Суэцким каналом полностью осуществляет Египет. А кто же присматривает за другими ключевыми точками?

   wikipedia.org | Jacques Descloitres / Общественное достояние
wikipedia.org | Jacques Descloitres / Общественное достояние

Ормузский пролив, являющийся единственным выходом из Персидского залива, пролегает между Ираном и ОАЭ. А Иран подал заявку на вступление в БРИКС еще год назад. Малаккский пролив контролируют Индонезия и Малайзия. И вот сюрприз, индонезийские власти в январе заявили, что рассматривают возможность присоединиться к союзу Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Северный морской путь, в свою очередь, не просто принадлежит России, движение по нему без поддержки российских ледоколов крайне затруднено.

Получается, чтобы собрать торгово-экономический роял-флэш геополитического масштаба остается дождаться, пока интерес к вступлению в БРИКС проявит Панама.

Джокер в рукаве БРИКС

Впрочем, даже если панамские власти откажутся от сближения с Россией и Китаем, что вполне вероятно, у БРИКС все равно остается альтернатива. За пандемийными страстями и санкционными войнами несколько затерялся проект дублирующего канала через перешеек между Северной и Южной Америками. В качестве страны-хозяйки должна была выступить Никарагуа, сохраняющая дружеские отношения как с Москвой, так и с Пекином.

   flickr.com | J. Stephen Conn/CC BY-NC 2.0
flickr.com | J. Stephen Conn/CC BY-NC 2.0

Ранее предполагалось, что финансировать проект будут китайцы, а Россия обеспечит силовое прикрытие строительства. Однако с появлением Нового банка развития финансовая сторона вопроса становится менее сложной, а если канал станет «комсомольской стройкой» всего БРИКС, то Западу будет гораздо сложнее ей противостоять.

Также можно вспомнить о проекте Китая по постройке судоходного канала через перешеек Кра, который не только сократил бы путь из КНР к берегам Африки, но и позволил бы не обращать внимания на Малайзию и Индонезию.

Таким образом, складываются условия, при которых БРИКС может заполучить контроль над главными транспортными магистралями планеты. А в сочетании с экономическим и демографическим потенциалом стран-членов организации такой поворот может нанести смертельный удар по одной из ключевых опор западной гегемонии — морским перевозкам.