Найти тему
Глазами предков

Как призрак стал богом, или Кто такой горё (2 часть)

1119 год, в семье правящего императора появляется малыш Акихито. Мальчик растет под опекой прадедушки, который ушел с престола задолго до его появления. Прадед лелеет мальчика, ни на шаг от него не отходит, а двор в это время полнится слухами. Только ленивые не гадали, кем же приходиться мальчик бывшему императору, а большинство уверенно заявляли о том, что прадед на самом деле отец ребенка. Апогея слух достиг в 1123 году, когда прадед вынудил отречься действующего императора, в пользу малыша Акихито, так в возрасте четырех лет на престол взошел император Сутоку (тронное имя малыша Акихито). С этого начинается жизнь будущего горё.

После девятнадцати лет правления, Сутоку отрекается от престола, к тому моменту его прадед уже ушел в мир иной, а отношения с отцом обострялись с каждым годом все больше. Императоры на троне менялись, а Сутоку жил на полную катушку, периодически вмешиваясь в политику. Уже знакомый нам дом Фудзивара переживал свой упадок, соперничая за власть с двумя другими кланами Минамото и Тайра. После смерти отца, между Сутоку и его братом разгорелась война, вошедшая в историю, как «смута годов Хогэн» (1156 год). Война, в которой Сутоку проиграл и навсегда был исключен с политической арены. Сосланный бывший император пытался вернуться из ссылки, но все его попытки оказались тщетными. В 1164 году он скончался, так ничего и не добившись, но это породило кучу слухов. Люди судачили, что перед смертью бывший монарх проклял весь императорский род, что предрек ему погибель.

С этого момента императорский дом проседает, клан Фудзивара отходит на задний план, между кланами Тайра и Минамото начинается война, которая закончится по итогу победой последнего, но свой кусок торта Тайра тоже попробует, пробыв у власти какое-то время. Император сменится сегуном, став послушной куклой в руках настоящих правителей и власть эта протянется на столетья вперед. В домах обычных людей не раз будет звучать имя покойного Сутоку, который вернулся, чтобы отомстить всем за свою смерть в изгнании.

Юрэй. "Иллюстрированный ночной парад 100 демонов". Торияма Сэкиэн. 1776
Юрэй. "Иллюстрированный ночной парад 100 демонов". Торияма Сэкиэн. 1776

Появление духов онрё и горё связано не только с желанием человека объяснить неприятности. В культуре возникнет много сюжетов, где: жена, превратившись в онрё преследует мужа; некто дает обещание и нарушает его, а покойник преследует. Все это вызвано собственным чувством стыда, когда человек понимает собственный негативный поступок. Такого рода онрё выступают уже не в качестве физической угрозы, а скорее моральной, когда человек боится, пытается спрятаться или идет к прорицателю. Прорицатель говорит какие-то непонятные слова, по-своему пытается изгнать духа и это срабатывает. Онрё уходит, но всегда возвращается. Может это был плохой прорицатель?

Да, он определенно был плох, ибо помочь они не могут. Человек отпускает ситуацию, перестает переживать и бояться, но часто страх возникает снова, а с ним и онрё, который есть только в воображении. Образ любых призраков сложен из подобного восприятия, ряда случайностей и, в первую очередь, страха. Но вернемся к фольклору и окунемся в еще одну историю с уже знакомым нам домом Тайра.

Сирё. "Иллюстрированный парад 100 демонов". Торияма Сэкиэн. 1776
Сирё. "Иллюстрированный парад 100 демонов". Торияма Сэкиэн. 1776

В годы, когда Сугавара (ныне Тэндзин) боролся за место в императорском дворце, далеко от столицы на свет появился Масакадо из дома Тайра. Это был еще не могущественный род, но и не бедный. Масакадо получил образование, обзавелся клочком земли в управление и все шло спокойно и гладко. Однако, бес нагнал ребра Масакадо в 935 году, когда у него с дядей разгорелся земельный спор. Спор окончился гибелью дяди, от рук племянника. Казалось бы, всякое бывает, времена бородатые, бесы в ребра часто попадают, но этот решил обосноваться надолго. Смерть одного из семьи не осталась без внимания и у Масакадо с родственниками разгорелся вооруженный конфликт. Постепенно этот конфликт перестал быть внутрисемейным и перерос в настоящую войну.

Успешные походы, которые принесли ему власть над несколькими провинциями, вселили в мужчину уверенность в завтрашнем дне. Он больше не хотел довольствоваться жалким клочком земли, у него была армия, мощь, власть и завоеванных провинций для его амбиций оказалось мало. Овладев большей частью региона (что достаточно большая территория для острова в виде Японии), он решил не мелочиться и провозгласил себя новым императором. Он создал свою столицу, установил чиновников, подогреваемый поддержкой местных и самураев. Но в 940 году император наконец выступил против Масакадо, разбил его армию, а неудавшийся монарх погиб в бою.

940 год, в Киото, столице Японии на обозрение выставлена голова Тайра-но Масакады. Люди не ходят смотреть, люди боятся. Многие рассказывают, как по ночам эта голова летает над городом, появляется в домах и третирует местных жителей. Практически сразу после этого дух мятежника принялись задабривать. Ему делали подношения, почитали, но это совершенно не помогало. Масакадо из рода Тайра, навеки вошел в историю, как горё не знавший покоя. Его имя из поколения в поколение страшило людей и даже в 1331 году, погрязшая в гражданской войне, расколотая, погибающая от голода Япония, усилено делала подношения покойному мятежнику, чтобы его проклятье скорее закончилось.

Юрэй. Хяккай-Дзукан ("Иллюстрированный том о ста демонах"). Саваки Сууши. 1737
Юрэй. Хяккай-Дзукан ("Иллюстрированный том о ста демонах"). Саваки Сууши. 1737

Но почему же молились и воспевали горё, а онрё изгоняли? Почему люди вообще молились призракам, которые жаждали смерти? Изгнать этих призраков нельзя, можно временно отвадить, что позволит человеку прожить подольше. Некоторые верили, что обидчик должен извиниться перед онрё и тогда может остаться в живых, а дух упокоится с миром. Но большинство склонялись к тому, что ничего здесь не поможет, остается только вечно отваживать, пока смерть сама собою не заберет. Но что делать, если обидчиком горё выступали далеко не единичные персонажи. В случае с Тайро-но Масакадой, целая армия заставила его страдать и испытывать весь спектр эмоций краха. А ничего уже не сделать, можно молиться, чтобы его дух огибал стороной твое собственное жилище. Онрё и горё в любом случае исполнят начатое, обидчик будет наказан и другого варианта быть не может. Но если умилостивить духа, являясь косвенным участником его смерти, то возможно он не станет трогать.

Именно поэтому в фильмах «Звонок» или «Проклятье», совсем не обязательно искать причины для продолжения. У них она одна, наказать виновных в их смерти, и упокоится они уже не смогут, хоть вечность допиливай сиквелы, приквелы, снимай за четыреста лет после, и в разных странах. Онрё и горё не привязаны к местности, в фольклоре нет упоминания о том, чтобы эти духи покидали страну, но что им мешает?

Легенды о призраках стары как мир, без преувеличения. Это естественное человеческое желание усыпить боль утраты или оправдать череду плохих событий, но кроме таких идиллических факторов, есть и более прагматичный. Каждый из нас хочет быть уверен, что после смерти есть что-то еще. Пусть и плохое, пусть страшное, но там что-то обязательно есть. Появление таких злобных существ служит прямым доказательством того, что мысль эта зародилась в далекие годы, прошло уже более тысячи лет, а если копнуть в историю и того больше, а мы все еще поклоняемся старым человеческим страхам, изобретая новые, но так и не найдя точного ответа на этот вопрос. 1 часть тут.