Найти тему

Из хроники репрессий: 16 июня

Оглавление

1933. Июнь, 16

На совещании при Нарымском окрисполкоме по вопросу организации приема и расселения спецпереселенцев принято к сведению, что летом 1933 в Нарымский округ прибудет новая партия спецпереселенцев в количестве 150 тысяч человек, определен план мероприятий по подготовке данного контингента.

[ГАТО.Ф.Р-588.Оп.1.Д.84.Л.26-27;1930-1933.Народ и Власть. С.278-279.]

-2

1938. Июнь, 16

Циркуляр ГУГБ НКВД СССР об усилении агентурно-оперативной работы на объектах угольной промышленности в связи с вскрытием право-троцкистских организаций в угольных бассейнах страны.

[«30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7).]

-3

1938. Июнь, 16

Б. А. Бак. Фото 1930 года
Б. А. Бак. Фото 1930 года

В Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян Борис Аркадьевич Бак (1897-1938), комиссар госбезопасности 3-го ранга, член ЦИК СССР в 1935-1937.

Родился в Иркутской губернии в семье политического ссыльного, работавшего счетоводом. Окончил в Иркутске ремесленное механико-техническое училище.

С ноября 1916 года служил рядовым в запасном батальоне Русской императорской армии в Царицыне, окончил курсы при Иркутской школе прапорщиков. Член РСДРП(б) с февраля 1917 года, участник Октябрьской революции в Петрограде. С января 1918 года работал в отделе транспорта и связи Центросибири, занимался организацией транспортирования грузов, налаживал телеграфную связь.

В декабре 1919 был отозван в распоряжение Сибревкома и направлен в Томск, где был назначен заместителем председателя Томской уездной (с мая 1920 — губернской) ЧК. В период длительного отсутствия председателя ЧК Бермана исполнял его обязанности. В декабре 1920 за злоупотребление служебным положением получил строгий выговор и был переведён в Иркутск на аналогичную должность, после этого — в Омск, а летом 1922 стал заместителем начальника Новониколаевского губернского отдела  ГПУ.

В октябре 1923 стал заместителем полпреда ОГПУ по Сибирскому краю. В ноябре 1927 он был переведён в Самару на должность начальника губернского отдела ОГПУ, затем возглавлял особый отдел Приволжского военного округа.

Начиная с 1928 года, активно выступал против перегибов в коллективизации, будучи полпредом ОГПУ в Самаре в 1927—1934 годах. Дал указание немедленно освобождать из КПЗ крестьян, задержанных за отказ вступить в колхозы. Вычеркнул из одного списка более двух тысяч фамилий намеченных к выселению членов семей раскулаченных. Не случайно в конце 1934 года с понижением он был переведён на другую работу.

В марте 1935 года с должности начальника УНКВД Средне-Волжского края был переведён на должность 1-го заместителя начальника управления НКВД Московской области. В марте 1937 был направлен в Архангельск в качестве начальника управления НКВД Северной области. Входил в состав особой тройки НКВД Северной области, был активным участником Большого террора 1937-38 годов.

Во второй половине 1937 года являлся начальником управления НКВД Северной области. Находясь в этой должности, 2 августа подписал приказ за № 1011/105, в соответствии с которым из Архангельска в Вологду направлены уполномоченные офицеры НКВД с целью «самым беспощадным образом разгромить всю банду антисоветских элементов». Они должны были вести учёт репрессированных, давать санкцию на арест по второй категории, контролировать ведение следствия по делам первой категории, представлять его результаты «тройке» в Архангельске и, получив оттуда заверенную выписку из протокола за подписью Б. А. Бака, приводить в исполнение смертный приговор.

Арестован в августе 1937. Этапирован в Москву. Внесен в расстрельный список в «особом порядке» от 3 января 1938 года («Бывшие сотрудники НКВД»). Расстрелян в «особом порядке» 16 июня 1938 года вместе с группой ответственных сотрудников НКВД СССР (Г.И. Благонравов, В.Т. Иванов, П.А. Самойлов, В.И. Герасимов и другие), и родственниками Г.Г. Ягоды. Место захоронения — спецобъект НКВД «Коммунарка». Реабилитирован посмертно в апреле 1957.

Награжден орденом Красного Знамени (1932) (в ноябре 1937 был лишен награды), знаками «Почётный работник ВЧК—ГПУ (V)» (1922), «Почётный работник ВЧК—ГПУ (XV)» (1933), «Почетный работник рабоче-крестьянской милиции (1933), Именными часами ВЦИК.

Член ЦИК СССР (1935-1937), делегат многих всесоюзных и всероссийских съездов Советов, делегат XV,XVI и XVII съездов ВКП(б).

-6

Источники:

-7

1951. Июнь, 16

Рябоконь Николай Фролович
Рябоконь Николай Фролович

Арестован Рябоконь Николай Фролович (1908-1984) — главный инженер Красноярского геологоуправления.

Родился в 1908 на станции Бухеду КВЖД в Манчжурии. Окончил Сибирский геологический институт в Томске в 1932 по специальности «Разведка угля и сланцев». В 1939-1943 — главный инженер Красноярского треста «Востсибуглеразведка», затем — в Хабаровском крае. С 1946 работал главным инженером Красноярского геологоуправления, а с 1950 года — в тресте «Востсибуглеразведка».

Арестован 16 июня 1951. Решением ОСО МГБ СССР приговорен к 10 годам заключения. Единственный из сибирских геологов, проходивших по «красноярскому делу геологов», не подписал протокол допроса, за что находился на Колыме на общих работах.

Освобожден в 1954, реабилитирован в мае 1954 Военной Коллегией ВС СССР. Восстановлен в прежней должности. Умер в Москве в 1884.

Из книги А.М. Блох «Арестованная геология»:

-9

— Поводом для обвинения и осуждения тем же Особым Совещанием послужило будто бы установленное нецелевое расходование выделенных средств на поиски в Красноярском крае урановых месторождений; в 1946 году, по версии следствия, не по назначению израсходовали 2 млн, а всего, по 1949 год включительно, — 5 млн руб. В итоге полторы недели спустя после дня ареста ему предъявили ст. 58-7 УК РСФСР в том, что «будучи главным инженером КГУ, на почве враждебных отношений к существующему в СССР социалистическому строю, занимался вредительской деятельностью в области геологии путем необеспечения геологических партий квалифицированными кадрами, материальнотехническими средствами, путем обмана государства представлением ложных информаций в Министерство геологии о состоянии разведовательных работ, путем сокрытия подрывной деятельности других и, наконец, путем вредительских установок, чем способствовал срыву важного правительственного задания — плана по организации и проведению разведовательных работ по радиоактивным рудам, и нанес миллионные убытки народному хозяйству».

Анекдотична запись в протоколе допроса от 6 июня 1949 бывшего начальника Нижне-Ангарской экспедиции КГУ П.И. Дмуховского, которую красноярские следователи использовали в качестве одного из свидетельств вредительских действий Рябоконя. Будто Дмуховский перед выездом на место работ спросил главного инженера, будут ли для него какие-либо особые указания. На что Рябоконь ответил: «Когда будете на месте — давайте побольше руды и лучшего качества». С опорой на эту безобидную фразу в протоколе, от имени Дмуховского, следователь зафиксировал прямо-таки сногсшибательный вывод, который, надо думать, сыграл, по указанию из Москвы, не последнюю роль в ранее не планировавшемся аресте Рябоконя: «Для меня было совершенно ясно, что Рябоконь дал мне установку заниматься вредительской работой, а именно при документации горных работ показывать руды больше фактического наличия и лучшего качества».

-10

Источники:

  • Архив УФСБ Красноярского Края, дело № П-13751;
  • БД «Жертвы политического террора в СССР»;
  • Архив Красноярского «Мемориала»;
  • Выставка «Заложники урана. Красноярское дело геологов 1949 года».
-11

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.