С серией из более чем 250 собственных фотографий Пол Маккартни вспоминает те месяцы, когда The Beatles покоряли мир. «Глаза бури» — это репортаж любителя, занимающего привилегированное положение.
«Мы были четырьмя молодыми парнями из Ливерпуля и понятия не имели о последствиях того, что делали», — пишет Пол Маккартни во вступлении к 335-страничной книге, которая выходит в свет сегодня. Помимо 275 фотографий, она также содержит два длинных эссе и служит каталогом летней выставки в престижной Национальной галерее в Лондоне, которая откроется 28 июня.
Куратор Рози Бродли сделала выборку из гораздо большей коллекции Маккартни, которая насчитывает шестьдесят лет и была «открыта заново» в 2020 году. Она любезно называет фотографии «игривыми и спонтанными». Для неё они являются частью нового духа, который, по её словам, в то время чувствовал Маккартни. С помощью компактной камеры, которую он получил от Pentax, он делал снимки быстро и несовершенно, потому что такова реальность: это невозможно остановить.
В то время Маккартни был 21 год, и он жил уникальной историей с Джоном Ленноном, Джорджем Харрисоном и Ринго Старром. Радио сделало The Beatles великими, телевидение создало их маниакальную версию. В ноябре 1963 года они были популярной эстрадной группой из Ливерпуля, а к весне 1964 года стали мировыми звездами. В первом квартале 1964 года на них приходилось 40 процентов продаж пластинок в США. «Глаза бури» — книга о камере Маккартни, в которой та история изображена с точки зрения одного из них.
Промежуточные моменты
Многие фотографии явно сделаны любопытным любителем. Он не успевает правильно сфокусироваться, плохо кадрирует, а то и вообще забывает сфокусироваться. Такие снимки были бы забыты у кого угодно, но здесь они уникальны. Они ведут нас за кулисы, в промежутки между гастрольными моментами, к проводникам, которые иначе редко попадают в кадр. Великолепная четверка не мило смеется: мы видим, как они мечтают, скучают, ведут себя глупо, едут по улицам и наблюдают за кричащими девушками.
В начале 1964 года было поднято самое большое рекламное орудие. Звукозаписывающая компания Capitol хотела, чтобы они прорвались в США, и поэтому пригласила их в первый короткий тур с двумя выступлениями на телевидении с Эдом Салливаном. В то время образы были действительно вылеплены, в данном случае с рекламной кампанией, посвященной их стрижке. Изображение имело приоритет над историей, и не было средств массовой информации, которые отличались бы от альтернативных репортажей. Этот односторонний, весьма заметный выпад вызвал истерику у девочек-подростков, но заставил других ворчать, что прибыл «монстр».
Маккартни не особо старается быть самокритичным по этому поводу. Он представляет себя скромным и невинным. Фотографии, которые просто не в фокусе, он называет одушевленными «характерной для того периода мягкостью». В своих более вдумчивых портретах своей тогдашней партнерши Джейн Ашер он применил «артистический флуоресцент». По его словам, его интерес к фотографии восходит к юности, потому что в доме была камера для праздничных фотографий. Немало картинок в «Глазах бури» имеют такой характер: Пол путешествует по стране чудес. «Мне нравится интимность этих кадров. Мы были очень близки. Только один из нас мог сделать такой снимок».
Художественные фотографии
Однако у книги есть и ряд преимуществ. Мы следим за The Beatles в шести городах. Если в Лондоне они кажутся немного отчужденными, возможно, потому, что все время находятся в помещении, то в Париже они кажутся гораздо более веселыми. Маккартни в восторге: террасы, актриса Софи Харди, les flics, Олимпия и певица Сильви Вартан. Кажется, он немного увлечен новинками и упоминает, что был поклонником фильма Франсуа Трюффо «Жюль и Джим». Он явно хотел делать художественные фотографии, что неудивительно: ему нравится представлять себя самым артистичным битлом.
В Нью-Йорке тоже все фотографии черно-белые, и Маккартни проявляет необычайный интерес к полицейским, да и вообще к обычным людям: он приписывает этот интерес своему происхождению из рабочего класса. Между прочим, «Битлз» были озадачены тем, сколько сегрегации они увидели в «свободной стране» . И также приятно видеть частные сцены, такие как беседа с Ронни Спектором и дружба с Мюрреем «K» Кауфманом, радио-диджеем, который путешествовал с группой. На некоторых снимках из Вашингтона видны «фанаты из всех слоев общества».
Тур завершился в солнечном Майами, где все «Битлз» получили машины и только по-настоящему почувствовали себя в отпуске. Маккартни отказался от своих «серьезных» амбиций фотографа и купил несколько рулонов цветной пленки. Снимки сразу стали гораздо менее натянутыми, а образы участников группы в их глупых халатах забавны. Мы видим их с Кассиусом Клеем — позже в том же году боксер изменит свое имя на Мухаммед Али — устраивая настоящее шоу с «неженками», и есть две фотографии 17-летней Дайан Левин, застенчивой девушки. Маккартни выбрал из толпы напористых фанатов, чтобы провести с ними время.
Сила идей
Эта книга не обязательна, но и не является подвигом. Того, кто просмотрит все фотографии, прочитает тексты и услышит музыку тех лет, быстро засосёт в начало шестидесятых. Это дает возможность для всех видов размышлений, в которых сэр Пол любит участвовать. Между тем, он защищает традиционную фотографию, потому что вам нужно больше думать о том, какую фотографию вы хотите сделать, точно так же, как ему не хватает силы идей в современной поп-музыке.
Пол Маккартни не стал фотографом после своего недолгого приключения со своим Pentax. Для этого у него была жена Линда, а он знал свое место: «Я был просто заядлым фотографом, который оказался в нужном месте в нужное время».
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)