Найти тему
Это Кавказ

Чеченский Тибет

Элина Батаева   Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Элина Батаева Фото: Диана Магомаева/ТАСС

На Кавказе есть свое место для того, чтобы задуматься о своей жизни, сменить ритм и «перезагрузиться», приобщившись к природе, земле и крестьянскому труду. Рассказываем, с чего начинается агротуризм

— Агротуризм — не такая простая штука. В Чеченской Республике и даже в Дагестане пока нет полноценных хозяйств, которые предоставляли бы полный комплекс услуг в этой сфере: размещение, обучение, возможность поработать на земле, — рассказывает председатель комитета по туризму при Торгово-промышленной палате региона Элина Батаева. — То, что мы сегодня делаем, — первый пилотный проект. Думаю, мы много шишек набьем, прежде чем выстроим всю систему.

Год назад Элина с мужем построили на вершине горы Тичх дук в селе Тазбичи глэмпинг «Берег неба». Но одного созерцания горных пейзажей туристам оказалось мало — им интересно, как и чем живут местные жители, особенно в горных селах. Поэтому у хозяйки глэмпинга появилась идея запустить «школу сельского хозяйства».

Уроки земледелия

— Многие туристы никогда не занимались садом-огородом — не знают, например, как растет кукуруза. Поэтому наша идея им сразу понравилась. К нам приезжают разные люди, и все, как правило, говорят: «Мы тоже хотим что-нибудь посадить».

В марте приезжала группа психологов, с которыми мы сажали горную липу, осины, сосны, а также плодовые деревья: сливы, груши, яблони. У нашего народа есть такая религиозная установка: если человек посадил дерево, и люди, птицы или животные едят его плоды, то это считается пожертвованием, благотворительностью. Это благое дело будет засчитываться человеку даже после его смерти — до тех пор, пока дерево плодоносит. Туристам такая перспектива пришлась по душе.

На грядках мы с нашими гостями посадили то, что растет в горах: картошку, кукурузу, тыкву, кабачки, горох.

Весна у нас сезон посадок, июнь и июль — время прополки и окучивания, с августа по октябрь — сбор урожая. Так что всегда найдется чем заняться. У нас пока нет четко расписанного графика работ, но уже есть постоянные клиенты, которые планируют в следующем году специально приехать и вместе с нами сажать растения, собирать урожай и получать от этого удовольствие.

Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС

Иногда мы устраиваем белхи (коллективный труд, обычай взаимопомощи у чеченцев. — Ред.), когда наши друзья и знакомые приезжают и помогают нам с сельскохозяйственными работами. Агротуризм ведь интересен не только приезжим, но и местным городским.

Плоды кооперации

— В Итум-Калинском районе активные живут молодые предприниматели и есть все условия для развития агротуризма. Так, у ребят в селе Итум-Кали — малиновая ферма, куда регулярно приезжают люди на сбор малины. Нашим туристам тоже интересно в этом поучаствовать.

В селе Чинах два года назад наша хорошая знакомая заложила лавандовую плантацию. В этом году туда уже приезжали туристы. Хозяйка планирует собирать урожай вместе с гостями.

Мы работаем в кооперации с местными жителями. Все наши соседи в той или иной степени нам родственники. Как правило, во всех чеченских селах так. Мы стараемся создать больше рабочих мест для местных. Мы их обучаем, рассказываем, как правильно организовать сервис. Поэтому все наши кадры только из ближайших сел.

Очень радует, что сельчане включаются в сферу туризма и уже занимаются организацией досуга. Например, выходцы из села Итум-Кале обучились в Турции и открыли рафтинговую базу, а местные ребята, которые раньше просто пасли лошадей, теперь предлагают приезжим конные прогулки.

Глэмпинг у грядок

— Под земледелие мы используем родовой участок мужа, который находится ниже. Называем его «нижний глэмпинг». Рядом с грядками поставили два модульных дома из морских контейнеров. Сейчас такое некапитальное строительство очень модная история. В любой момент жилье можно демонтировать или перевезти в другое место.

Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС

При этом полный комфорт и уют — полноценные круглогодичные гостиничные номера со всеми условиями: санузел, кухня, спальня, полы с подогревом, сенсорное управление отоплением, система энергосбережения.

У нашего основного глэмпинга концепция больше созерцательная — мы называем ее «ландшафтотерапия». У нижнего — агропромышленная. Недавно подали документы на новые гранты в Минэкономразвития на расширение номерного фонда в нижнем глэмпинге.

На майские праздники у нас было забито все, люди даже приезжали со своими палатками — как кемпинг мы тоже работаем.

В нашей республике у туристов с домашними животными, особенно с собаками, есть проблема: жилье им практически не сдают. У нас часто спрашивают, можно ли приехать со своей палаткой и с животным. Мы разрешаем, тем более территория огорожена — животное не убежит.

Сметана из экспоната

— Мы планируем приобщать туристов к нашему традиционному быту — эта тема им тоже очень интересна. У гостей востребовано все, что связано с ручным трудом. В специально оборудованном месте они смогут помолоть муку на ручной каменной мельнице, научиться прясть шерсть на старинной прялке, сбивать масло, используя маслобойку.

Сейчас все эти предметы у нас выставлены только как экспонаты, которые можно посмотреть, потрогать. Пока еще не запущен и свой процесс производства сыра, масла, сметаны. Договариваемся с соседями и приходим к ним посмотреть, как все это готовят. Правда, для этого нужно пораньше встать.

Помимо быта туристов интересуют и семейные традиции. Все удивляются, как дети в селе помогают родителям — в 5−6 утра уже идут с ведрами к коровнику или делают прополку. А то, что им еще пешочком надо несколько километров спускаться с горы в школу, для наших гостей вообще шок: «Наши дети два метра не могут пройти пешком. Только на машине или на автобусе».

«Кавказский Тибет»

— Концепция отдыха у нас построена на нравственных устоях нашего народа. И мы не хотим видеть здесь «беспредельный» туризм — людей, которые злоупотребляют алкоголем или не соблюдают элементарные местные традиции. Мы сразу объясняем, что на территории глэмпинга нельзя выпивать и курить, поэтому у нас своя аудитория — те, кто разделяет наши ценности. И всех все устраивает.

Фото: Диана Магомаева/ТАСС
Фото: Диана Магомаева/ТАСС

Туристы уже называют наше место «Кавказский Тибет». Говорят, что время здесь, среди тишины, идет по-другому — очень медленно, иногда даже замирает на месте.

Много запросов на йога-туры, ретриты, перезагрузку, восстановление психологического состояния людей, которые живут в ритме большого города.

Много творческих людей приезжает. Их тоже тянет к земле — посадить, прополоть. Летом мы ждем гостей из Академии имени Ильи Репина — говорят, наши места просто созданы для пленэра. Нам нравится, что наша аудитория находит тут удовлетворение.