Недавно в комментариях в моем Дзене меня назвали глупцом за мнение о том, что Россия – самое благоприятное место для ведения бизнеса.
Ну, во-первых, каждый имеет право на собственное мнение.
Во-вторых, многое зависит от вида бизнеса.
Я занимаюсь поставками лабораторного оборудования, и да, в последний год мне стало сложнее, но скажите, а кому стало легче?
И в-третьих, я действительно побывал во многих странах еще до кризиса и до пандемии, я общался с бизнесменами. Там и я прикидывал, какие вложения нужны для открытия компании за рубежом, какие налоги там мне надо будет платить, какая у меня будет выручка и насколько сойдутся менталитет той или иной страны и менталитет мой (не надо же объяснять, что менталитет накладывает отпечаток на ведение бизнеса, а также на принятие решений по покупке товара и получению услуги?).
Начнем с того, что на поверхности. Импортозамещение как началось, так пока и не собирается останавливаться. Свободных ниш сейчас в России – хоть отбавляй! Другой вопрос, что, конечно, страшно влить огромную сумму в старт какого-то большого сложного производства, тем более, что там должны быть определенные завязки на высоком уровне для дальнейшей успешной реализации товара. Но ведь не обязательно сразу заскакивать в крупный и даже средний бизнес. Вполне можно начать и с малого бизнеса. Вон Vans уходят с российского рынка – ну предложите российскому покупателю достойный аналог достойного качества, а не из ширпотребной резины.
Вот вам яркий пример:
Эта история началась незадолго до пандемии, не буду вдаваться в подробности, скажу только суть: Вадим Боков из Тюмени (его еще называют тюменским Илоном Маском) создал аналог беспроводным Apple-наушникам, создав свои CGPods. Микрофон в «Яблоке» и микрофон в CGPods - с одного и того же завода. «Яблоко» - это наушники, CGPods – это наушники и беруши. Динамик в «Яблоке» - 7мм, динамик в CGPods – 10мм (чем больше динамик, тем круче звук). «Яблоко» стоит 20-30К, CGPods стоят 5К. Уже предчувствую нападки в комментариях относительно истории Вадима Бокова и его наушников, так что планирую подготовить отдельный материал о CGPods и шероховатостях тюменской истории (кстати, о ней как-то писали в Forbes). Но тем не менее история показательная.
Едем дальше.
Менталитет, о котором я уже упоминал. Мы удивительным образом сначала создаем что-то среднее или плохо пригодное для использования, но когда жареный петух клюнет, то и в космос полетим, и мирный атом создадим. Как мы это делаем – иностранцам не понять, поэтому нам с ними, как и им с нами работать сложно. Одно дело, когда ты приезжаешь в другую страну и работаешь в качестве подчиненного, и совсем другое дело – своя компания. За нее нужно бороться, за клиентов нужно бороться, а на чужой земле это ох как непросто. Сейчас я не буду приводить налоговые цифры и цитировать моих зарубежных собеседников, это будет чуть позже в видеоформате. Сейчас я говорю о русском человеке с встроенным русским вектором ведения бизнеса.
Подытожим. Русскому предпринимателю строить бизнес в России гораздо удобнее, чем за рубежом из-за менталитета, из-за ушедших с рынка иностранных компаний, которые оставили после себя пустые ниши во многих сферах, из-за налоговых условий, из-за господдержки. Чем ещё в выгодную сторону отличается наша страна для ведения бизнеса - пишите в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал. Здесь уже есть большое количество интересных материалов про бизнес, а будет ещё больше!
Спасибо за внимание!