Сегодня мы заглянем в оригинальную парадную, куда нет свободного доступа. Здешние жители ревностно оберегают её от посторонних глаз. Дом, в котором она находится, признан одним из лучших образцов северного модерна в Санкт-Петербурге и известен как "собственный доходный дом архитектора Бубыря".
Адрес: ул. Стремянная, 11.
Архитекторы: А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев.
Годы постройки: 1906-1907.
Стиль: северный модерн.
Строительство здания заказала и финансировала петербургская семья Угрюмовых, владевшая этим земельным участком. В процессе работы автор проекта, Алексей Фёдорович Бубырь, буквально влюбился в своё творение и выкупил уже готовый дом у собственников. Вместе со своей семьёй он поселился на шестом этаже в большой квартире N 10. По соседству оборудовал себе творческую мастерскую, а остальные помещения сдавал в аренду.
Квартиры в доме были рассчитаны на обеспеченных арендаторов. Они были просторными - от трёх до девяти комнат, отличались дорогой отделкой и все, кроме трёхкомнатных, имели по два санузла и людские (комнаты для прислуги).
Архитектор Бубырь прожил здесь 11 лет, вплоть до революции. По сей день в бывшей его квартире (и в некоторых других) сохранились аутентичные голландские печи, потолочная лепнина, дубовые двери и оконные рамы. В советский период, когда "барские хоромы" превратили в коммуналки, в одной из комнат в квартире Бубыря более десяти лет жил Народный артист СССР Эдуард Хиль.
Фасад дома заслуживает особого внимания. Он не имеет аналогов ни в петербургской, ни в скандинавской архитектуре, но может служить образом для изучения северного модерна. Здесь нет ни колонн, ни пилястр, ни скульптур под античность. Стены облицованы грубо отесанным натуральным камнем. Огромные окна оригинальной неправильной формы напоминают окна средневековых замков. Декоративные элементы расположены несимметрично.
Эркер смещен влево, над ним - зелёная "шапочка". Говорят, она сделана из чистой меди, поэтому и позеленела со временем. Как раз под ней находился кабинет Алексея Бубыря.
На фасаде множество высеченных в камне природных и сказочных образов. Это солнечные диски, ёлки и грибы, птицы и рыбы, змеи и ёжики и ещё какие-то неизвестные фантастические существа.
Все эти аллегорические изображения выполнены по эскизам зодчего Николая Васильева (автора Соборной мечети на "Горьковской"), с которым Бубырь тесно сотрудничал.
Парадная, как и фасад, оформлена в стилистике северного модерна. На потолке в просторном вестибюле мы видим розетку в виде цветочной композиции.
На стенах - диковинные цветы и стилизованные изображения сов. Кстати, совы довольно часто встречаются в декоре петербургских домов начала XX века. Считалось, что мудрые птицы берегут жилище от злых сил, а счастье из него не выпускают.
В вестибюле сохранилась старинная печь, покрытая кафельной плиткой.
Лестница имеет необычную форму, её кованые ограждения с геометрическим орнаментом выполнены из латуни. Стены вдоль лестничных маршей также украшены сдержанным геометрическим орнаментом.
На шестом этаже в глаза бросается яркий оконный витраж с ёлками, цветами, грибами, воронами и совой. Но он уже современный.
Люстры в парадной тоже современные, это вольные копии утраченных оригинальных люстр.
Дорого ли здесь поселиться? По данным сайтов недвижимости, некоторое время назад по этому адресу продавалась 3-комнатная квартира за 45 миллионов рублей, в настоящее время ничего не продаётся.
Все фото автора.
О других петербургских парадных читайте в рубрике: