Найти тему
MILITAN

Короткая, но знаковая история стратегической авиации Германской империи

Оглавление

Утром 25 мая 1917 года жители английского городка Фолкстон графства Кент совсем не ожидали, что вскоре станут свидетелями ужасов Первой мировой войны. К концу этого дня, 77 жителей небольшой приморской общины погибли, еще 195 получили ранения. Они стали жертвами нового германского супероружия - тяжелого двухмоторного бомбардировщика Gotha G.IV. При длине 12 метров, он был рассчитан на перевозку неслыханной по тем временам полезной нагрузки в 500 килограмм, которую мог доставить на расстояние 800 километров.

Бомбардировщик Gotha G.IV
Бомбардировщик Gotha G.IV

"Турецкий Крест"

На самом деле целью рейда был Лондон, но из-за угрозы надвигающегося шторма командир авиагруппы приказал идти к второстепенной цели на побережье. Несмотря на потерю одного бомбардировщика, который был сбит на обратном пути британским истребителем Sopwith, командование Люфтштрайткрефте посчитало операцию более чем успешной. Помимо 77 мирных жителей, погибли 16 канадских и 2 британских солдата, которые располагались на близлежащей военной базе Шорнклифф.

Этот налет стал началом крупной операции "Турецкий Крест", в рамках которой планировались бомбардировки южной Англии и Лондона. В течение всего следующего года крупные соединения Gotha IV и еще более мощные Gotha V, сбросили почти 100 тонн бомб. В результате налетов погибли по меньшей мере 800 мирных жителей и более 2000 получили ранения.

Германские военные демонстрируют бомбы, которые предназначались для Gotha IV и Gotha V
Германские военные демонстрируют бомбы, которые предназначались для Gotha IV и Gotha V

Террор цеппелинов

Безусловно, до этого события южная Англия уже подвергалась бомбардировкам. С 1915 года германские дирижабли многократно пересекали Северное море и наносили удары как по военным, так и по гражданским объектам вдоль английского побережья и в глубине страны, вплоть до Лондона. После того, как шок от первых налетов прошел, британские военные стали организовывать контрмеры для отражения угрозы цеппелинов. В результате, по всей южной Англии были установлены зенитные батареи, 12 истребительных эскадрилий были переброшены для защиты региона.

Хотя налеты дирижаблей и приводили гражданское население в ужас, к осени 1916 года оборонительные меры, наряду с появлением зажигательных пуль, стали приводить к тяжелым потерям германских "цепелинщиков". Только в сентябре и октябре было уничтожено по меньшей мере восемь дирижаблей. К концу того же года Германия приостановила кампанию и приступила к поиску более подходящему способу доставки бомб на остров.

Gotha IV
Gotha IV

Бомбардировщик Гота

К началу 1917 года фирма Gothaer Waggonfabrik, до войны занимающаяся производством железнодорожных вагонов, предложила свой вариант решения вопроса. Начиная с 1915 года на мощностях компании было выпущено около 60 бомбардировщиков Gotha в модификациях G.I G.II, G.III. На самом деле, еще в 1914 году Люфтштрайткрефте использовала бомбардировщики для нанесения ударов по французским и бельгийским городам, но ни один из них не обладал ни дальностью полета, ни грузоподъемностью, достаточными, чтобы служить в качестве стратегического бомбардировщика.

Кратко о бомбардировщике Gotha G.IV

Размах крыльев: 24 метров.
Длина: 12 метров.
Двигатели: 2 x Mercedes D.Iva 260.
Максимальная скорость: 135 км/ч
Потолок: 5000 метров.
Экипаж: 3 человека.
Дальность действия: 800 км.
Полезная нагрузка: 500 кг.
Вооружение: 3 пулемета калибра 7,92 мм.

Бомбардировщик Gotha V
Бомбардировщик Gotha V

Пусть бомбардировщик Gotha G.IV и был медленным и неповоротливым, но он, по крайней мере мог пересечь ла-Манш и доставить при этом достаточное количество бомб, чтобы это того стоило. В срочном порядке было заказано 250 огромных G.IV, в числе которых был и появившийся позже а к лету появился еще более крупный, быстрый и мощный G.V.

Лондон горит

Через одиннадцать дней после налета на Фолкстон 22 бомбардировщика нанесли удар по военно-морской базе в Ширнессе. В результате атаки погибло 13 человек, был потерян один бомбардировщик. 13 июня группа из 18 самолетов достигла самого Лондона. В результате налета погибли 162 мирных жителя и более 400 получили ранения, при этом Германия не потеряла ни одного самолета. Одна бомба попала в школу, погибло более 40 человек. Это было самое смертоносное нападение на Англию за всю войну, которое привело страну в ужас . . . и ярость. 7 июля был предпринят еще один налет, на этот раз число погибших составило 57 человек. В ближайшие месяцы последуют новые удары по столице и другим городам, таким как Чатем и Эссекс.

Неожиданное появление германских бомбардировщиков в воздухе над Англией вынудило командование перевести ценные зенитные батареи с Западного фронта на Британские острова. Мало того, 100 истребителей, которые были бы гораздо полезнее во Франции, были переброшены для патрулирования неба над Лондоном. Все это, однозначно, было на руку Германии, однако стоимость бомбардировочной кампании была довольно высокой, да потери бомбардировщиков оказались значительными.

При максимальной скорости менее 140 км/час, неуклюжие G.IV легко перехватывались британскими истребителями. Каждый бомбардировщик имел передние и задние оборонительные пулеметы, но с днища, он был совершенно беззащитным. Этот недочет позже исправят, но до тех пор, британские истребители совершенно безопасно атаковали их снизу.

Нередко бомбардировщики совершали тяжелый шестичасовой перелет в Англию и обратно только для того, чтобы развалиться при посадке. По мере того, как Германия теряла все больше самолетов, Люфтштрайткрефте перешли от дневных ударов к ночным, действуя на малой высоте. Хотя это изменение в тактике защитило бомбардировщики от истребителей, но теперь еще больше самолетов стали разбиваваться при посадке. Кроме того, во время ночных полетов была сильно затруднена навигация.

-5

Несмотря на это, в конце 1917 начале 1918 года было приказано совершить 22 ночных налета. К концу кампании, в мае 1918 года, было потеряно более 60 самолетов, 24 от огня зенитных орудий и истребителей, остальные в результате несчастных случаев.

Грандиозный финал

Последний налет на Англию состоялся почти через год после начала операции "Турецкий крест". 19 мая 1918 года в ходе дневного удара, 38 самолетов G.IV и G.V, а также пять бомбардировщиков меньшего размера, атаковали ряд целей в британской столице и южной Англии. Погибло по меньшей мере 49 человек.

Безусловно, бомбардировки наносили психологический удар и мирным жителям и военным, но командование Люфтштрайткрефте осознавало, что стоимость налетов намного превышает стратегическую ценность кампании. С конца мая 1918 года налеты на Англию прекратились, а бомбардировочный флот был передислоцирован на Западный фронт, где он будет действовать до конца войны.

Несмотря на ограниченный успех, операция "Турецкий крест" стала предметом серьезного изучения. Налеты создавали колоссальные технические и материальные проблемы для Германии, но они продемонстрировали военно-воздушным силам по всему миру огромный потенциал стратегических бомбардировок.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!