В Белгороде прошёл акустический концерт-моноспектакль члена Союза писателей России Ильи Оленева. Его песни – это истории людей, их жизни, любви. Сейчас он чаще рассказывает о спецоперации, подвигах и людях, а для сбора материала приезжает в Донецк и Мариуполь. Илья – участник общественного движения «Ленинградский доброволец», возит гуманитарную помощь для бойцов и местных жителей, выступает с концертами в воинских частях.
Святой праздник
— Илья, недавно мы отметили праздник Великой Победы. В контексте сегодняшних событий к нему особое отношение. Все вспоминают своих фронтовиков. Расскажи, воевали ли твои деды и прадеды? Мне кажется, человек, пишущий публицистику, стихи и песни, посвящённые военным событиям, должен иметь какой‑то генетический опыт.
— Совершенно правильно: и по материнской, и по отцовской линии в семье есть офицеры. Кто‑то воевал в Первую мировую, кто‑то в Великую Отечественную войну, кто‑то участвовал в вооружённом советско-японском конфликте.
Мама мало рассказывала о своих родственниках, прадед по её линии – офицер царской армии, воевал в Первой мировой против Германии. Был на хорошем счету. В 1917 году перешёл на сторону Красной армии и погиб во время Великой Отечественной войны. По отцовской линии у меня семья офицеров. Дед, Алексей Зиновьевич, служил офицером войсковой разведки, оканчивал школу особого назначения НКВД. В 1945 году участвовал в Советско-японской войне. Для меня это легендарная личность, скоро он станет одним из героев моего третьего моноспектакля. Даже в 1980-х годах я помню, что у него в деревне был сарай, где хранились планшет, полевой телефон, форма. Дома у него висел портрет Сталина, а на спинке кровати – крест православный.
Шестеро братьев деда погибли на фронте, и только он выжил. А 9 Мая в семье всегда называли святым праздником. Дед в День Победы надевал награды и с односельчанами поминал сослуживцев. Отец мой, Валерий Алексеевич, – офицер с двумя высшими образованиями, одно из которых академическое. Служба отца мне запомнилась тем, что в основном он был в командировках на полигонах Капустин Яр и Эмба. Испытывал ракетное вооружение, которое сейчас используется в нашей стране.
— Ты участник добровольческой организации. Расскажи, как всё начиналось?
— В 2014 году мне позвонил друг и попросил, чтобы у меня пожил один человек. К нам приехала девушка, она была в плену у нацбатальона «Айдар» (запрещён в России). Ей помогли сделать документы, и я узнал, что девушку освободили по обмену. С того времени для меня началась другая жизнь и другое мировосприятие. Она уехала, а я стал участвовать в волонтёрском движении, переводил какие‑то деньги, старался помогать. Когда началась специальная военная операция, очень хотел попасть в зону СВО. Вошёл в общественную организацию «Ленинградский доброволец» и стал возить гуманитарную помощь.
Собирательный образ
— Запомнились ли какие‑то непростые моменты во время поездок?
— Иногда эмоционально воспринимал происходящее. В пригороде освобождённого Мариуполя находились 200 детей, и у нас на всех не хватило гуманитарки, потому что мы приехали на разведку узнать, кому требуется помощь, а точного списка людей у нас не было. Один раз пришла пожилая женщина и попросила воды, а с ней маленькая девочка – хлеба. Я с трудом сдерживал слёзы. Оказалось, что единственная колонка с питьевой водой заминирована. Потом пел детям в разрушенной школе. Здание уничтожили в ходе боёв с «Азовом» (запрещён в России).
— Эти события отразились в твоём творчестве?
— По результатам поездки группа авторов, в которую вхожу и я, выпустила книгу «Человек мира». Презентация состоялась 28 апреля. Это истории очевидцев о нашем времени, в ней стихи, заметки о людях Донбасса и даже дневник бойца ЧВК «Вагнер», где говорится о событиях, предшествующих битве за Артёмовск. До первой поездки я считал, что не могу ничего выдавать в эфир, пока не посмотрю, что происходит. И это правильное решение. Наша осенняя поездка в Донецк прошла под обстрелами. Человек мира в книге – это собирательный образ освободителя от «коричневой заразы».
— Есть ли песни, которые ты посвятил героям, своим друзьям или собеседникам там, «за лентой»?
— Песня «Манифест» посвящена товарищу из Кирова, который в 2014 уехал воевать в Луганск и там умер от ранений. Но мне кажется, что подходит для всех бойцов. Разошлась она, когда я её отправил ребятам в Донецк. Вторая песня тоже с историей. Я взял с собой в ДНР красные флаги, один подарил мужикам, чтобы дошли с ним до Киева, а на втором все они оставили свои позывные. И я понял, что эту войну выиграют бойцы со сказочными позывными: Сыч, Шаман, Кот, Волк. Это вошло в материал песни, она разошлась в Интернете и ребятам понравилась. Одна из моих песен – посвящение донецкому мальчику Андрюше, а в его лице – всем детям войны в Донецке.
«Браток» любима многими, она посвящена Сергею, моему знакомому. Он поехал со мной в Донецк, остался там воевать, и первый его боевой выход оказался сложным – пришлось эвакуировать тела убитых ребят из отряда и командира.
И покуда колотится сердце в груди
И во фляге остался последний глоток,
Ничего не загадывай – просто иди.
Видишь, время настало такое, браток.
Осень слишком затянется, всё развезёт.
И «Уралы» протопчут свою колею.
И тебе обязательно вдруг повезёт,
И ты выживешь в первом случайном бою.
На сапогах слоем комья земли,
На километры
Бездонная твердь.
Как они шли! Боже, как они шли!
В сторону ветра
На верную смерть.
Вот такие, братишка, грядут времена,
Что, пожалуй, не каждый вернётся живым.
Пусть сотрутся из памяти все имена –
Нас запомнит история по позывным.
Потому что история – это про нас.
Потому что с врагом не играют в слова.
Против немца в ножи вышел русский Донбасс,
Против немца стоит Ленинград и Москва.
И покуда колотится сердце в груди
И во фляге остался последний глоток,
Ничего не загадывай – просто иди.
Видишь, время настало такое, браток.
На сапогах слоем комья земли,
На километры
Бездонная твердь.
Как они шли! Боже, как они шли!
В сторону ветра
Презревшие смерть. (2023 год)
Хорошие слова
— Ты входил в жюри Грушинского фестиваля. Каковы впечатления от этой работы?
— Я сидел на прослушивании первого тура, понял, что авторская песня сейчас по большей части не связана с контекстными событиями. Поэтому мне комфортней с теми, кто занимается делом.
— Какой тематикой объединён моноспектакль «Радости ради», который ты показал белгородцам?
— Герой «Радости ради» – человек, опустившийся на самое дно. Он выбирается, и ему помогают Бог и семья. Написал я его за три дня. Заканчивается он хорошо. Сюжет автобиографичен. У меня был тяжёлый период в 2012 году. Ушёл из жизни мой учитель, потом поочерёдно друг, отец, брат. Это все случилось за четыре месяца. Я злоупотреблял алкоголем, но потом с этим справился. Этот моноспектакль я читал для разной публики в храмах и реабилитационных центрах.
Всегда интересно наблюдать за реакцией зрителя. Кто‑то говорит, как ты 10 лет не пьёшь, расскажи, дай рецепт.
Отвечаю: рецепта нет, но я вам расскажу, как можно жить дальше. Один случай произошёл в Челябинске. На концерт пришли две девочки-подростка. После того как я выступил, пообщался с одной из них. Она говорит, правильные слова вы произносите со сцены, но вы меня разозлили, потому что вы с такой любовью поёте о дочери, и… начинает рыдать. Оказывается, девочка из многодетной семьи, отец пьёт, доброго слова она не слышит. Я сказал: «Ты замуж‑то хочешь? И детишек? Ты же не виновата, что у тебя отец идиот. Теперь ты хорошие слова для детей знаешь, и ты обязана их сказать».
Это была самая неожиданная встреча. Может, ей помогло. Я считаю, что стихи и музыка всегда созидательны и должны кому‑то помогать. Если поэзия разрушает, то это уже не поэзия.
— После Белгорода куда ещё едешь?
— Домой, в Воронеж, а потом на Донбасс. Туда как на работу.
Елена Ховхун