Найти в Дзене
Ozon Забота

Приёмное родительство и дети-сироты: мифы и реальное положение дел

Задумываясь над вопросами сиротства, почему какие-то дети вынуждены расти не в любящих семьях, а специальных учреждениях, наверняка, где-то на горизонте сознания возникала утопическая идея “вот бы всех детей без родителей раздать в приёмные семьи – как здорово было бы”. К сожалению, такое решение слишком оторвано от реальности. В частности, от реалий российских.

Фото: сайт благотворительного детского фонда “Виктория”
Фото: сайт благотворительного детского фонда “Виктория”

Год назад издание “Если быть точным” провело масштабное исследование, как изменилось положение сирот в нашей стране за последние 10-15 лет. Авторы выявили несколько тенденций:

  • с 2014 года сирот стало в 1,5 раза меньше, на что повлиял, в том числе, демографический фактор снижения рождаемости;
  • при этом число сирот в интернатах может быть занижено на 40% по сравнению с официальной статистикой;
  • в России всё реже лишают родительских прав и снизилось число отказов от новорожденных;
  • вместе с тем доля семей, которым удалось взять детей в семью, сократилась в два раза.

Последний тренд – следствие несовпадения запросов семей, желающих взять ребенка, и реального портрета сирот. Среди них преобладают дети с серьёзными нарушениями здоровья, сиблинги (у которых есть братья и/или сестры; чтобы не разорвать кровные связи, приемная семья должна забрать всех детей одной семьи), а также подростки. В семьи охотнее забирают детей относительно здоровых, полных сирот и малышей до года.

Сотрудники НКО, помогающие как сиротам, там и приёмным семьям, считают, что было бы неплохо изменить порядок подбора и честно говорить потенциальным приемным родителям, что не семья выбирает ребёнка, а ребёнку выбирают семью. И такого подхода не стоит бояться: родительство – это навык, профессия, которой можно приносить пользу. Но для этого необходимо изменить мышление и, конечно, получить всестороннюю поддержку государства, перестроив всю систему семейного устройства.

Сейчас огромную часть психологической и социальной поддержки приёмных семей берут на себя благотворительные организации. Каждый день в своей работе они сталкиваются с различными мифами и предубеждениями, которые могут мешать и вносить ограничения в их деятельность. В первую очередь, эти стереотипы мешают неравнодушным людям, готовым либо становиться приёмными родителями, либо помогать сиротам любыми другими способами.

Вместе с сотрудниками благотворительного детского фонда “Виктория” мы собрали все самые распространённые мифы и страхи воедино с целью их развеять.

Мифы о детях-сиротах

1. Миф: все дети, находящиеся в центрах содействия семейному воспитанию (детские дома, интернаты), хотят в приёмную семью.

Бывает, наоборот, в ЦССВ дети могут занимать позицию «замереть»: не делать, не предпринимать, не желать ничего нового, в том числе, приёмной семьи. Потому что эти дети уже имеют опыт разрыва с привычным образом жизни, который переживается как стрессовый. Со временем дети адаптируются к жизни в учреждении, и переход в новую семью также может быть (и скорее всего будет) для ребенка стрессом, так как это шаг в неизвестность.

Подготовка ребенка к семейному устройству – это отдельное направление в работе специалистов таких учреждений. Потому что детям всё равно нужны любящие, заботливые семьи.

2. Миф: ребёнок приходит в приёмную семью и начинает там жить с чистого листа.

Это не так, даже если говорим о новорожденных. У ребенка есть перинатальный опыт, опыт жизни в кровной семье (а, может, и в других приёмных семьях), опыт разрыва с ней, опыт пребывания в учреждениях. Всё это непосредственно сказывается на его поведении, эмоциональных реакциях и ценностях. Отвергая или не принимая жизнь ребёнка до момента попадания в приёмную семью, замещающий родитель отвергает часть личности и истории, что не позволяет выстраивать качественные и доверительные детско-родительские отношения, наносит вред ребёнку.

3. Миф: все дети в учреждениях больны, имеют хронические заболевания.

Если верить статистике, это правда. Но! Давайте разбираться. Часть детей могут иметь хронические заболевания или ограничения здоровья, но не в той степени, чтобы жить в неспециализированном учреждении. Дети с выраженными соматическими болезнями находятся в больнице. В учреждениях у детей встречаются нарушения здоровья, но эти нарушения позволяют им жить с определенной медицинской поддержкой вместе с условно здоровыми детьми, которые в учреждениях тоже есть.

4. Миф: дети, пережившие опыт сиротства, имеют плохие гены, поэтому будут как их родители.

Это не так. Ребёнок не наследует характер и поведение кровных родителей, что называется, заочно, он берёт модель поведения, которую увидел в жизни. Если ребёнок по разным причинам лишился контакта с родителями в раннем детстве, он не будет наследовать их характер и привычки.

На человека в равной степени влияют и генотип (гены родителей), и фенотип (среда, в которой растет ребёнок). Гены могут повлиять на формирование нервной системы, на её силу или слабость, на внешность, заболевания или особенности метаболизма, в остальных случаях формирование личности зависит от среды, поведенческих моделей и ценностей, в которых он растет. Гена алкоголизма, воровства и тому подобного не существует.

5. Миф: дети, пережившие опыт сиротства, будут автоматически благодарны новым родителям, что те забрали их из детского дома.

Осознанная благодарность может наступить только через годы и при взрослении человека, и то при условии, что приёмным родителям удалось сформировать привязанность и доверительные отношения. Ребёнок, только что пришедший в семью, испытывает стресс и напряжение вследствие изменений условий его жизни. Благодарность к приёмным родителям может и не наступить вовсе, и за это не надо его винить. Здесь, скорее, вопрос к родителю, если вдруг благодарность ребёнка является для него ведущим мотивом в желании взять в семью сироту.

6. Миф: воспитание приёмных детей не отличается от воспитания кровных.

Опыт кровного родительства может быть полезен в воспитании приёмного ребенка, но это не одно и тоже. Приёмный ребёнок приходит со своей историей, своим опытом и травмами. С ним нужно будет выстраивать отношения, формировать привязанность, помогать ему пережить опыт сиротства. Это требует от приёмного родителя обладания определенными знаниями и компетенциями, как личностными, так и воспитательскими, готовности и мотивации к приёмному родительству.

Фото: сайт благотворительного детского фонда “Виктория”
Фото: сайт благотворительного детского фонда “Виктория”

Мифы о приёмных семьях

1. Миф: приемными родителями и усыновителями становятся только те, у кого нет своих детей, при этом приёмным родителем или усыновителем не может стать семья, состоящая из одного взрослого (монада).

Это далеко не так. У каждой семьи своя мотивация в приёмном родительстве. А наличие или отсутствие кровных детей в семье не делает её лучше или хуже к принятию ребенка. И по закону, один взрослый, без пары, имеет право быть опекуном или усыновителем.

2. Миф: детей под опеку берут только из-за денег, зарабатывают на детях.

В этом побуждении нет ничего негативного (конечно, корыстный мотив должен быть подкреплён ещё заботой, специальными навыками и желанием помогать). Есть семьи, которые профессионально занимаются воспитанием детей, на этой работе они 24 часа в сутки. Такие приёмные родители получают финансовые выплаты на детей и выплаты, который являются их воспитательской «зарплатой». Суммы зависят от многих факторов, и в большинстве случаев они идут на удовлетворение нужд приёмных детей.

3. Миф: приёмные родители никогда не полюбят приёмных детей, как родных.

А что такое любовь? Любовь к “неродным” жене/мужу хуже, чем любовь к родителям, которые с вами одной крови? Люди испытывают разную любовь к разным людям, определённый набор чувств, попадающий под категорию «любовь», может отличаться в отношении родителей, партнёра, детей, друзей и приёмного ребенка. Любовь не приходит сразу и не всегда может быть выразительна.

Но даже, если произойдет так, что «любви» к приёмному ребенку не возникнет, можно расслабиться и жить рядом, вместе, разделяя события жизни, опираясь на доверие, поддержку, заботу.

4. Миф: приёмные семьи никто не контролирует, и они могут делать с детьми всё, что хотят.

Все замещающие семьи находятся под контролем специалистов службы опеки и попечительства до достижения приёмным ребёнком совершеннолетия. Со временем семьи усыновителей контролируют меньше: этот период наступает через три года нахождения ребёнка в семье. Но это не означает, что наблюдение прекращается совсем. В помощь специалистам службы опеки в обмене информацией о состоянии и развитии ребёнка выступают различные организации: детский сад, школа, детская поликлиника и пр.

5. Миф: приёмные родители не настоящие родители ребёнка.

В развенчании этого мифа процитируем усыновлённого ребенка: «У меня двое родителей – одни меня родили, другие воспитывают и дают любовь». Хочется спросить, а кто такой «настоящий родитель» и что это за понятие? Есть родительская функция, с которой приёмный родитель может справиться и стать со временем для ребёнка самым близким и значимым человеком в его жизни, сформировать привязанность.

6. Миф: приёмные родители не должны выбирать ребёнка, должны воспитывать того, кого предложили.

Приёмного родителя и усыновителя не могут принудить взять на воспитание того или иного ребёнка. Потенциальный родитель отталкивается от своих желаний, а также возможностей, ресурсов, рисков, связанных с воспитанием детей.

Но здесь есть оборотная сторона медали, когда реальный портрет большинства сирот не совпадает с ожиданиями потенциальных родителей, и из-за этого значительно снижаются шансы детей обрести новые семьи. Поэтому желающие стать приёмными родителями должны понимать, что они не в магазине выбирают понравившуюся игрушку, которую можно поставить на полку и забыть.

7. Миф: процедура сбора документов очень сложная, на неё уйдут годы.

Самый долгий этап в процедуре получения заключения о возможности быть опекуном – это «Школа приемных родителей», которая длится в среднем 2 месяца. Остальное – это справки и документы, которые можно собрать, пройдя медицинскую комиссию, за 1 месяц. Если совместить прохождение школы и сбор документов, то можно подготовить необходимый перечень в течение 2-3 месяцев.

8. Миф: приёмная семья каждый день находится в стрессе, «каждый день как на иголках».

Этот миф правдив только отчасти. Обычно так говорят про период адаптации, который длится в среднем от 1 года до 2 лет. У каждой семьи он проходит по-разному, чаще говорят про случаи, когда этот период был очень сложным, а когда этот период относительно спокоен, то про него склонны просто промолчать. Адаптация – важный этап в жизни семьи, и, как любая стадия, он имеет свойство заканчиваться, к его концу члены семьи научаются жить вместе.

Детские деревни. Фото: сайт благотворительного детского фонда “Виктория”
Детские деревни. Фото: сайт благотворительного детского фонда “Виктория”

Поддержка благотворительных фондов

Со всеми перечисленными страхами и переживаниями люди сталкиваются постоянно, справляться с ними в одиночестве тяжело и опасно. Чтобы облегчить жизнь сиротам и личные вызовы тем, кто решается на усыновление или опекунство, и создаются благотворительные организации. Спектр их помощи, как нам рассказали в фонде “Виктория”, начинается с профилактики социального сиротства (когда семья попадает в трудную ситуацию и появляется риск разлучения ребёнка с кровной семьей, перемещение его в учреждение) и заканчивается работой с выпускниками – сиротами, достигшими совершеннолетия.

Часто специализация определяется по группам подопечных: подростки с опытом сиротства, кровные семьи, дети в учреждениях, замещающие семьи и т.д. Некоторые фонды занимаются просвещением, воздействуя на общество целиком или на специалистов определенной сферы, или на правительство. Безусловно, не каждый благотворительный детский фонд может охватить все направления, обычно НКО выбирают один или несколько векторов в своей работе, которые часто называют программами.

Одно из важнейших направлений – профилактика разлучения ребенка с семьей, комплексная помощь семьям в тяжёлом жизненном периоде, как материальная, так и социально-психологическая. Лучшее, что можно сделать для ребенка, – предотвратить его попадание в систему, наладив жизнь в кровной семье. Но, к сожалению, дети всё-таки теряют семьи, приобретая статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей (что называется социальным сиротством), их размещают в центры содействия семейному воспитанию (детские дома). Тогда специалисты фондов начинают заниматься другой важной задачей – содействовать семейному устройству. Её решение происходит в несколько этапов:

  • подготовка самих детей (обычно это делают сотрудники учреждений) и кандидатов в приёмные родители (в первую очередь это происходит на тренинге «Школа приемных родителей»);
  • помощь в образовании пары “семья-приёмный ребёнок” (например, создавая видеоанкеты);
  • помощь уже сформированным приёмным семьям.

Последний этап включает в себя целый блок работы. В неё входит как поддержка сообщества замещающих семей (клубная деятельность, работа в формате «равный равному»), так и социально-психологическая помощь, непосредственное сопровождение семей (проведение различных семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций с детьми и взрослыми и т.п.). НКО также могут создавать «детские деревни», обеспечивая профессиональным приёмным семьям не только сопровождение, но и комфортное проживание.

Для тех ребят, которые продолжают находиться в учреждениях, фонды находят, готовят и сопровождают наставников – значимых взрослых, способных помочь подросткам на этапе взросления, выхода в самостоятельную жизнь. Или организуют работу с репетиторами, готовят к сдаче экзаменов, поступлению в средние и высшие учебные заведения. А ещё проводят тренинги, направленные на социализацию, профориентацию и т.п. Сиротам, достигшим совершеннолетия, помогают в юридическом сопровождении, социальной адаптации в самостоятельной жизни или собирают средства для решения конкретных проблемных ситуаций.

Почему важна регулярность

Людям часто требуется не разовая, а длительная, постоянная помощь. Например, психологическая реабилитация и поддержка на продолжительный срок, социальное сопровождение семьи в трудном периоде. И эту помощь невозможно спланировать и оказать, если НКО не знают, будут ли у них деньги на неё в следующем месяце.

Чтобы вести деятельность, как любой компании, фонду нужно нанять хороших специалистов и обязательно на регулярной основе. Это даёт возможность оказать непрерывную длительную помощь своим подопечным. Ведь они никуда не пропадают, если пожертвований стало меньше. Члены приёмных семей или сироты нуждаются в продолжении терапии, например. Чтобы взяться за проект, дающий благополучателям такую длительную поддержку, фонд должен быть уверен, что не придется их бросить на полпути.

Эту большую проблему решают рекуррентные платежи: “подписки” на ежемесячную небольшую помощь, которая списывается с карты жертвователей автоматически. В фонде видят, сколько пожертвований им намерены отправить неравнодушные люди. А значит, могут планировать длительные программы: нанимать специалистов, приглашать благополучателей, которых нужно вести непрерывно.

Оформить подписку на рекуррентные платежи можно на официальных сайтах фондов. А ещё можно стать частью постоянной программы Ozon Забота и, например, ежемесячно приобретать благотворительные сертификаты или товары фондов. В таком случае любой фонд точно знает, из каких средств будет финансировать свою деятельность, платить зарплаты. Его работа становится стабильной и системной. Такой же становится помощь, которую он оказывает.