«Привидение с мотором», «бешеная табуретка», «чебурашка» — это всё про автомобиль «Ока», который внезапно может вернуться на российские дороги. По крайней мере, Минпромторг РФ в лице своего шефа считает идею возрождения советской марки достойной внимания и поддерживает её.
А ещё — готов рассмотреть вопрос оперативно, как только отечественные автоконцерны подготовят соответствующее предложение. Об этом сообщил глава министерства Денис Мантуров в преддверии ПМЭФ.
- «Мы будем всячески поддерживать тех коллег из автопрома, кто выйдет с такими предложениями, готовы рассмотреть вопрос оперативно. Потому что первая ласточка — это „Москвич“ в дополнение к „Ладе“, за ним будет „Волга“, надеюсь, уже в следующем году», — сказал чиновник.
Народ энтузиазма министра, мягко скажем, не понял.
- «Ока» умерла своей смертью, зачем её воскрешать?".
- «Она, что, так хорошо себя зарекомендовала? Господин Мантуров сам на ней ездить будет? Или это только для народа?».
- «Всех представителей власти пересадить на „Оку“!» — таково мнение большинства. Здравой эта идея кажется немногим, да и то — с оговорками:
- «Сделайте „Оку“ как мини-купер и её будут сметать из автосалонов. Только ценник должен быть реальный, а не космический».
- «Компактные городские автомобили без наворотов очень нужны. Но стоить они должны не более полумиллиона».
Такие комментарии тоже есть, но они в явном меньшинстве, что не удивительно.
«Ока» не была мечтой отечественных автомобилистов. Да и не должна была ею становиться. Это детище отечественного автопрома появилось на свет из-за того, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постоянно критиковали Министерство автомобильной промышленности (МАП) за неудовлетворительную работу по обеспечению инвалидов личным транспортом.
Поэтому в начале 1980-х было решено создать микролитражный автомобиль с приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями. Он многократно дорабатывался и переделывался. В конечном итоге появилась «Ока» — легковушка I группы особо малого класса.
Она была разработана общими усилиями советских конструкторов, с Волжского автомобильного завода — в том числе. Выпускалась с 1988 по 2008 год на ВАЗе, в Набережных Челнах и в Серпухове. Всего было произведено 700 тысяч машин. В ноябре 2008-го выпуск пришлось остановить, поскольку производство стало нерентабельным.
Тут, конечно, можно попенять, что правительство тогда сделало ставку на строительство зарубежных сборочных заводов, так как сочло развитие отечественного автопрома бесперспективным. Но была и ещё одна причина прекращения выпуска «Оки». После введения в РФ экостандарта «Евро-2» для вредных веществ в выхлопах возиться с модернизацией «бешеной табуретки» никто не захотел. К тому же, несмотря на то, что цена на автомобиль не повышалась, спрос падал, «Ока» не выдерживала конкуренции с иномарками.
Впрочем, в 2013 году АвтоВАЗ заявлял о намерении возродить микролитражку, но словами дело и ограничилось. Да и сейчас наши сограждане ещё не настолько отчаялись, чтобы покупать морально устаревший металлолом. Кстати, интересно, почему наше правительство стало так часто оглядываться в прошлое, вместо того, чтобы взять курс на создание чего-то нового, отвечающего современным стандартам? Социолог и автомобилист Мария Домарёва полагает, что на это приходится идти не от хорошей жизни:
— Возродить бренд — задача несложная. Достаточно по имеющимся чертежам выпустить серию и прикрепить к модели знак компании. А что изменится под капотом или насколько автомобиль будет соответствовать современным критериям безопасности в российских погодных условиях? Эти вопросы почему-то опускаются. Например, еще год назад требования по безопасности упростили, разрешив новым автомобилям игнорировать системы ABS, ESP и «ЭРА-ГЛОНАСС».
Пока рано говорить о последствиях: статистика за 2022 год показывает нам динамику уменьшения общего числа ДТП на «старых дрожжах». Но как она будет меняться после значительного ввода в эксплуатацию автомобилей без привычных систем безопасности, например, антиблокировочной системы тормозов, которую поставляла немецкая компания Bosch, пока неясно.
Гонка в условиях возникшего дефицита автопрома понятна: сейчас те компании, которым удастся быстро спроектировать недорогой отечественный автомобиль, даже возродив его «из глубины веков», получат неплохую прибыль. А тут все средства хороши. Даже игнорирование безопасности.
«СП»: Откуда в правительстве тоска по советскому опыту?
- — Полагаю, что тоска связана с невозможностью договориться с прежними партнерами, как это часто делалось в СССР. Ведь, как ни крути, но народный автомобиль «Жигули» — это итальянский Fiat 124, а прообразом первого «Москвича» стала британская модель Ford Prefect, потом замененная на «трофейный» «Опель-Кадет».
- И если своего ABS и прочего за все это время в России не разработано, сложно ожидать его в условиях дефицита. Впрочем, возможно, его быстро устранит китайский автопром. Время покажет.
- И вообще, советский опыт — это совокупность собственных достижений в различных отраслях науки и техники плюс умение договориться с капиталистами при низком уровне воровства и откатов. А когда экономика строится исключительно на показухе, она держится ровно столько, сколько могут работать станки и машины, которые куплены или собраны, но не разработаны в России, — считает эксперт.
- А ведь не обязательно реанимировать почившую в бозе «Оку». Стоит посмотреть, что есть у соседей, готовых сотрудничать с Россией без оглядки на санкции, — например, у Ирана и Китая. И с их помощью заткнуть дыру на российском авторынке, если таковая образовалась. А тем временем накрутить хвост российским автоконцернам, чтоб форсированными темпами начали разработку отечественных авто по заданным характеристикам. Что сейчас востребовано?
- Компактное недорогое эргономичное авто с продуманной системой безопасности? Задача поставлена. В случае неисполнения — спросить по всей строгости. А если успех — пусть директор завода (или его владелец) дырочку для ордена готовит. Между прочим, это проверенный советский метод.
- И раз уж в верхах так полюбили оглядываться в прошлое, может, не мелочиться с «Окой», а воссоздать куда более престижный бренд ЗИС (завод имени Сталина)? Вот только где тогда окажется министр Мантуров?