Колонка Кирилла Сафронова о причинах ресентимента по-русски.
Месяц назад я написал колонку «Банальность ресентимента», обсуждая которую с коллегами, понял, что внятного ответа на вопрос «а откуда он берется-то?» сформулировать (или подслушать) я не могу. Жизнь подсказала. Летом по всей России начал таять асфальт. После ливня смыло дороги во Владивостоке, в Волгограде на центральных улицах провалы появляются чуть ли не каждый день, в Таганроге под проезжей частью обрушился коллектор, огромная яма с водой появилась и на одной из улиц Самары, а в Екатеринбурге вообще внедорожник и автомобиль «Жигули» ушли под землю.
Существует «Теория разбитых стекол». Ее в 1982 году сформулировали американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Мысль в том, что «если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Шире – если все вагоны метро без граффити, то они скорее всего долго продержатся в нетронутом виде. А как только на одном из них вырисуется вандальная загогулина, то скоро жди разрисованности повсюду. Легко проверить. Кинуть бычок под чистую лавку намного сложнее, чем под лавку, вокруг которой уже валяется всякий мусор.
Когда ты живешь не в Москве, то встречаешься с ямами каждый день. Независимо от того, перемещаешься ли ты в маршрутке, в такси или на собственной машине. Тебя трясет, таксист бурчит, машина быстрее изнашивается. И ты ничего не можешь с этим сделать. Опытные водители рисуют в своем сознании карту ям города, делятся друг с другом путями объезда. Ямы воспринимаются как природное явление, с которым ничего невозможно сделать. Только терпеть и смиряться. Не в христианском смысле смирения, а в смысле – как теперь модно говорить – терпил.
Но ямы не обязательны. До наших дней сохранились дороги древних римлян, которым больше 2 тысяч лет! И – ничего – живые дороги. Сейчас любят говорить, что в Советском Союзе все строили на века. Забывая почему-то добавить, что в Древнем Риме – на тысячелетия. Ну, Бог с ними, с европейцами (там у них чего только не бывает – потому что климат, наверное, другой). Но скоростные трассы и у нас, вроде, научились делать. Да и Москву ту же взять – нет ям.
«Ну, сравнил бюджеты», — скажете вы. И будете, наверное, правы. Может, даже вспомните одну историю бизнес-успеха от известной компании-производителя бритвенных станков. Лет сто назад люди пользовались многоразовыми бритвами. А потом молодые инженеры сообразили, что это невыгодно для тех, кто бритвы продает. И придумали станки, которые довольно быстро затупляются (технически уже тогда можно было сделать станки, составляющие которых изнашивались значительно медленнее – чего уж говорить про сегодня).
Но я сейчас не про коррупцию и не про несправедливость распределения ресурсов между центром и всем остальным. Гипотеза в том, что наш ресентимент рождается из бесконечного унижения. Сотрудников известного маркетплейса на входе и выходе с работы заставляют раздеваться до нижнего белья. Школьным учителям в регионах платят смехотворные зарплаты. Когда бабушка водила меня в детскую поликлинику, она всегда захватывала или варенье какое, или пачку бумаги – «ну а как же, докторам тяжело». Все это (как и многое другое) вырастает из разбитых дорог.
Очень тяжело начать (не перестать) себя уважать, если ты нормально работаешь, платишь налоги, допустим, покупаешь машину, а ездить приходится по колдобинам. Которые в общем-то демонстрируют позицию твоего государства по отношению к тебе. Я не хочу сказать, что «бытие определяет сознание» (истории духовного сопротивления, например, из ГУЛАГа показывают – тезис Маркса работает не в 100% случаев). Но вся эта разруха и откровенное наплевательство влияют на твое состояние.
Всякие эзотерические направления (те же саентологи, например), и ученое сообщество сходятся в одном. В разных условиях человек находится в разных состояниях, можно ввести шкалу (как термометр). Если состояние хорошее, то у человека нормально работают когнитивные функции: скажем, память и внимание. Ему проще сконцентрироваться, легче о чем-то подумать, что-то понять, чего-то придумать. По мере ухудшения состояния (например, человек не спал две ночи подряд) мозг работает все хуже. Как процессор и оперативная память компьютера, которые отвлекаются на какие-то вирусы и побочные, неполезные для работы, процессы. Человек начинает «тормозить» и в какой-то момент просто не может сложить два и два. О каком там творчестве и критическом мышлении можно тогда говорить?
Вот тут-то и появляется ресентимент. Человек подсознательно чувствует, что что-то не так, появляется ощущение – «недодали». Но так как сознание уже не в состоянии чего-либо сознавать, то человек не может сформулировать, что его дурит родное государство: плохими дорогами, неработающим освещением улиц, нищенскими зарплатами и проч. Ему кажется, что виноват сосед: «у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает». Моя гипотеза разбитых дорог звучит так: российский ресентимент напрямую связан с плохим состоянием наших сограждан, которое, в свою очередь вызвано чудовищным отношением к ним государства. Как только по всей России появятся нормальные дороги, околдованность большинства наших сограждан телевизором исчезнет. После этого еще много чего предстоит сделать, но нормальные дороги – необходимое (но не достаточное, как говорят математики) условие появления чувства собственного достоинства и нормализации состояния сознания.