Всем привет! Расскажу о мало кому известных особенностях работы в журналистике.
Закончил человек вуз, профильный факультет. Приходит трудоустраиваться. В Приморье все стараются получить работу в популярных ИА (информационных агентствах). На собеседовании ему говорят: «Диплом свой спрячь, детям покажешь. Где проходил практику – не важно, у нас свой собственный формат. Вот тебе ТЗ (техническое задание), дедлайн такой-то, работай, решение примем по факту готовой статьи».
И все. Ты можешь иметь образование, которое вовсе не относится к журналистике, но если пишешь хорошо – работу получишь. И наоборот. Будь у тебя хоть красный диплом, если работодатель потенциала в тебе не увидит – иди в рерайтеры.
Зарплата простого корреспондента в Приморье – от 25 тысяч рублей. Можно «дорасти» и до 50 и до 70 тысяч, но на это потребуется много сил и времени.
Работодатели не очень охотно заключают трудовые договора. Чаще трудоустраивают по договору ГПХ, или ты сотрудничаешь с ИА как самозанятый.
У журналиста нет праздников и выходных. Я часто забываю, что у «нормальных людей» выходной день, потому что для меня конкретный отдых – только на новогодних каникулах, когда ВСЯ страна не работает. Но даже в эти праздничные дни дежурство на лентах (сайтах) распределяется между корреспондентами. Кто-то же должен новости размещать!
Чем больше у журналиста опыт работы, тем легче ему входить в доверие к интересующим его людям.
Важно, чтобы тебе доверяли. А затем - оправдывать это доверие. Дорожить своей репутацией.
Я, когда делала первые шаги в журналистике, старалась с каждым спикером знакомиться лично.
Спикеры – это люди, без которых работа журналиста не возможна априори. Это все те, у которых мы берем комментарии для своих статей и на мнение которых опираемся при написании текстов.
Теперь я уже точно знаю, что прокомментирует тот или иной человек по той или иной теме и могу сама, за него написать комментарий от его лица. Многим спикерам это импонирует. Они так и говорят: «напиши сама, дашь конечный вариант, согласую, если что – поправим». Это удобно. Экономит время. Ведь, порой, спикера приходится вылавливать неделями для короткого комментария, без которого статья не состоится.
Но так было не сразу. Много времени и сил ушло у меня на изучение стиля мышления «моих спикеров»: один любит, чтобы комментарий звучал весомо, с применением умных фразеологических оборотов, другой наоборот – настаивает на «очеловечивании» текста. Третий просит писать короткими предложениями, четвертый – длинными, и так далее.
Много интересных ситуаций происходит в моменты коммуникации со спикерами.
Встречались мне такие товарищи, которые требовали денег за свой комментарий. Например, писала статью о логистике, сотрудник одной из компаний говорит: «Почему я должен делать твою работу? Рассказывать тебе о логистических схемах? Ты мне заплати и все будет честно».
Я говорю: «Я же не прошу у вас привести мне товар через параллельный импорт. Если бы просила – заплатила бы не задумываясь. Но речь идет не о физическом использовании вас как логиста, а об использовании вас как эксперта данной области в статье. Причем, в статье мы абсолютно бесплатно пиарим вас лично и вашу компанию. А вот если бы вы захотели вне статьи пропиариться в нашем СМИ, вам пришлось бы заплатить через маркетинговую службу около 80 тысяч рублей, а так – взаимная выгода. Вы мне – бесплатный полезный комментарий, я вам – бесплатную рекламу».
Тот логист так ничего и не понял, но чаще люди с доводами соглашаются и на контакт идут охотно.
Больше всего раздражают меня так называемые «комментаторы-пустомели». И дело не в том, что они не рассказывают по теме, а в том, что в конце длинного разговора вдруг произносят: «Только это я тебе по секрету сказал. Не для печати».
Товарищ дорогой! Зачем мне твои секреты? Я не психолог, которому ты пожаловался, душу излил (причем бесплатно), рассказал, как трудно живется малому бизнесу в условиях повышения налогов, зарегулированной на все гайки фискальной системы и низком покупательском спросе! О, это все печально и понятно! Но я СТАТЬЮ пишу, мне комментарий нужен – от ТВОЕГО имени!
Сама я не могу от себя написать: «Динамика цен в продуктовом ритейле за последние три месяца составила 16%», потому. Что это ТВОИ слова, ты хозяин сети магазинов, ты мне об этом рассказываешь! Я так и должна обозначить в статье: «Вася Мутопупкин, директор сети магазинов «Десяточка», сообщил, что в его торговой сети за последние три месяца удорожание товара произошло на 16%», - и объяснить причины такого удорожания, опять-таки с ТВОИХ слов: налоги, сборы, поборы, повышение ЖКУ, оклада труда, аренды, закупочной цены – и прочие обоснования роста стоимости продукции.
Иначе в чем смысл был долгого нашего разговора? Чтобы я послушала как тебе трудно живется – и все? Для этого есть психологи: 2000 рублей в час – и рассказывай специалисту о проблемах, облегчай душу на здоровье!
В общем, последние несколько лет я стараюсь сразу уточнять и предупреждать: разговор записываю, комментарий будет с вами согласован перед публикацией и опубликован в статье. Предупрежден – значит вооружен. Экономим, так сказать, время, которого и так постоянно не хватает.
Есть особенности и в редакторской работе. Любят редакторы заголовки яркие придумывать. Иногда, это создает проблемы.
Например, делаю интервью с бизнес-леди, которая распинается, старается, рассказывает о своем детище – какое-нибудь ООО «Окна и двери». Статья большая, подробно рассказывает о том, какая молодец женщина, как она умно ведет бизнес и вот уже стала успешной предпринимательницей. И в контексте статьи она упоминает: «Отдыхаю я редко, но в эти заветные часы люблю в одиночестве посидеть за бокалом красного вина». И – упс! Статья выходит под заголовком:
«Мария Пупкина: «Я люблю в одиночестве посидеть за бокалом красного вина»!»
А что? Фраза из статьи! Из «песни слов не выкинешь!» Все же верно! Но, понятное дело, Мария не довольна! Звонит МНЕ (!), орет: «Вы чего из меня алкашку какую-то сделали?» И тут уже не важно, что весь остальной текст буква в букву с ней согласован. Статья озаглавлена про «одиночество и вино» - Мария в шоке, кричит, что «работать с тобой (СО МНОЙ! Не с редакцией!) больше не буду!» И бесполезно оправдываться, объяснять, мол, «не виноватая я, заголовки – не в моей компетенции».
Каждого стараюсь предупреждать: текст опубликуют точно, как мы с вами согласовали, а вот заг… не факт!
Есть еще более крутые проблемы. Недавно коллега-журналистка рассказывала:
«Взяла интервью у бизнесмена, а редактор переставил там местами абзацы и весь контекст статьи поменялся. Ну и опубликовали. Под моим именем! Тот бизнесмен как увидел, обещал меня лично выловить и прибить».
У меня тоже была печальная история. С краевым патологоанатомом. А начиналось все так хорошо! По заданию редакции, брала у него интервью, (кстати, очень интересный получился разговор!), а фотокор фотографировала кунсткамеру. Врач сразу предупредил: каждое фото надо с ним согласовать. Не все можно публиковать. В итоге, в статье вышли ВСЕ заснятые «уродцы» в баночках. Тот патологоанатом обиделся именно на меня, словно я могла повлиять на редакцию, до сих пор со мной не общается (пыталась объяснить, даже встречи искала – хотела извиниться. Ни в какую! Обиделся).
Еще среди журналистов ходят разные «реальные байки».
Один в статье написал вместо «НаБиуллина» - «НаИбуллина» - и был уволен на следующий день, вместе с верстальщиком и корректором, которые не заметили опечатки.
Другой, по запарке, опубликовал личные данные спикера по типу: «Напоминаем, на консультацию у психиатра такого-то можно записаться по телефону такому-то» и дальше - полный расклад: домашний адрес, домашний телефон, в общем то, что было для личного пользования журналиста.
Психиатр тот оказался дядькой с юмором. Позвонил, говорит: «Спасибо, удружили, через вашу публикацию ко мне по указанному адресу старый друг приехал, которого я 20 лет не видел»!
Косяки и опечатки бывают даже в федеральных и краевых СМИ, где статьи проходят, как минимум, двойную проверку: редактора и корректора, что уж говорить о «Дзене» - это я к тому, что когда в моих статьях опечатка, поправьте! Напишите в комментарии! Без стеба, чисто по-человечески!
статья на эту тему:
Про журналистику я могу разговаривать часами. Если эта статья «зайдет» - могу в следующий раз рассказать много интересного и о взаимоотношениях корреспондентов в коллективе, (однажды девочка окно у нас в редакции стулом разбила с воплями «сами сидите на таком кресле)), и про черный юмор журналистов, и о том, как журналист реально может ПОМОЧЬ или НАВРЕДИТЬ людям, и о том, почему за журналистами закрепилась приставка «продажные».
Подписывайтесь, у меня вы найдете самый разнообразный контент, потому что я веду канал для души и от души: пишу то, о чем думаю, искренне, музицирую так, как нравится. Хейтеров и любителей высказываться в оскорбительной форме - блокирую сразу.
Всем хорошего дня!