После своей внезапной смерти от передозировки снотворного в августе месяце 1962 года жизнь, карьера и трагедия американской киноактрисы, певицы, фотомодели и секс-символа 1950-ых Мэрилин Монро (годы жизни 1926-1962) стали предметом пристального внимания со стороны всего мира. Энди Уорхол (годы жизни 1928-1987), увлечённый славой и поп-культурой, заполучил чёрно-белую рекламную фотографию девушки (со съёмок художественного фильма «Ниагара» [1953 год]) и использовал её для создания нескольких серий изображений.
Общей идеей для всех работ с участие Мэрилин стало то, что её изображение воспроизводилось снова и снова, как это частенько делали в газетах, журналах и других печатных СМИ того времени. Просмотрев десятки, а то и сотни подобных картинок, зритель перестаёт видеть изображённого на них человека, а становится иконой массовой, потребительской культуры. Изображение (и человек на нём) становятся ещё одной упаковкой с кукурузными хлопьями на полке супермаркета – одной из множества сотен коробок, которые абсолютно одинаковы.
В произведении «Золотая Мэрилин Монро» Уорхол неустанно продолжает обыгрывать иконографию идеи, помещая прекрасное личико Мэрилин на очень большой золотой задний фон. Он чем-то напоминает византийские религиозные иконы, которые и по сей день находятся в центре внимания православных конфессий. Но в этом творении вместо Бога мы смотрим на образ (становящийся немного кричащим при ближайшем рассмотрении) женщины – внезапно прославившейся и довольно нелепо умершей.
Уорхол тонко комментирует всё наше общество и своё возвеличивание знаменитостей до уровня чего-то божественного. В этой работе художник в стиле поп-арт снова использует обычные предметы и образы, дабы сделать очень чёткое представление о ценностях и окружении своих современников.
- Художник – Энди Уорхол
- Название – «Золотая Мэрилин Монро»
- Год создания – 1962
- Размеры – 211 х 145 сантиметров
- Материал – Шелкография
- Место нахождения – Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)