Деловой мир — жестокое место, где сложно гарантировать успех. На каждую историю триумфа приходится бесчисленное множество историй о провалах и банкротствах. Иногда это связано с глобальными экономическими проблемами, но куда чаще к краху приводят ошибки руководства и человеческий фактор.
В этой статье вы найдёте шесть поучительных историй, которые вдохновят аккуратно проводить маркетинговые исследования и как можно внимательнее вести бухгалтерский учёт.
1. Blockbuster Video: отказались от покупки Netflix
Когда-то компания Blockbuster Video была доминирующим игроком в индустрии видеопроката с тысячами магазинов по всей территории США и по всему миру.
В начале 2000-х в США существовала ещё одна компания, которая давала клиентам пользоваться DVD-дисками на безлимитной основе и брала с них ежемесячный платёж. Это была компания Netflix. Они терпели убытки и предложили Blockbuster выкупить их всего за 50 миллионов долларов, но компания отказалась. Это было фатальной ошибкой: ведь уже через 10 лет у Netflix было 25 миллионов подписчиков.
Blockbuster Video сделали несколько попыток скопировать бизнес-модель Netflix, но было поздно. Через два года компания закрыла более половины магазинов, а в 2010 году Blockbuster объявила о банкротстве.
В чём была ошибка: в неспособности вовремя оценить перспективность бизнес-модели конкурента и выкупить компанию.
2. Kodak: не смогли пойти на риск
Компания Kodak десятилетиями была синонимом слова «фотография», а их плёнками и камерами пользовались миллионы фотографов по всему миру. Но когда на рынке появились цифровые фотоаппараты, компания не смогла быстро инвестировать в новую технологию и сфокусировалась на производстве принтеров, а конкуренты, такие как Canon и Sony, адаптировались гораздо быстрее. В 2012 году Kodak объявила о банкротстве и продала свой бизнес по производству фотоаппаратов и пленок.
В чём была ошибка: в отсутствии гибкости. Компания отказалась от радикальных изменений и проиграла более смелым конкурентам.
3. Kmart: решили объять необъятное
Kmart успешно работали на рынке США, продавая товары по сниженным ценам. Но позже ритейлер захотел привлечь более состоятельных покупателей, а на полках появились дорогие позиции. В итоге роль «магазина низких цен» моментально занял Walmart, а Kmart оказался вытеснен с рынка и объявил о банкротстве в 2002 году.
В чём была ошибка: в «размывании» бренда и потере имени в глазах покупателя. Прежние клиенты перестали посещать магазин, так как стали видеть на полках дорогие товары, а богатых покупателей отталкивала старая репутация бренда.
4. Coca-Cola: провели худший ребрендинг века
Чтобы поднять продажи, в 1985 году руководство Coca-Cola решило полностью изменить дизайн бренда и поменять рецептуру напитка. Новый продукт назывался «New Coke» и имел более сладкий вкус, а упаковка полностью отличалась от фирменной красной банки с белым витиеватым шрифтом.
Покупатели стали массово жаловаться на напиток, а ребрендинг высмеяли на ТВ, зато продажи конкурента Pepsi выросли в разы. В итоге уже через 3 месяца бутылки с колой вернулись на полки в оригинальной рецептуре и упаковке. Решение о смене формулы признали «маркетинговым фиаско столетия».
В чём была ошибка: в неудачном маркетинговом исследовании и плохом прогнозировании. Компания недооценила привязанность американцев к своему бренду. Этот продукт был не просто газировкой, а частью культуры, поэтому его уход с рынка так болезненно сказался на целевой аудитории.
5. Enron: подделывали бухучёт
Enron была глобальной энергетической корпорацией, которая когда-то считалась одной из самых инновационных и успешных компаний в мире. После рекордного падения акций компании было обнаружено, что менеджеры Enron вели поддельный бухгалтерский учёт, скрывая миллиардные долги. Компания объявила о банкротстве в декабре 2001 года, и многим ее руководителям были предъявлены обвинения в мошенничестве. В результате скандала в США были приняты новые законы с целью повысить прозрачность финансовой отчётности крупных компаний.
В чём была ошибка: компания прятала огромные долги, токсичные активы и убыточные сделки, создавая дочерние компании, капитализация которых полностью состояла из акций Enron.
6. Starbucks: могли бы никогда не открыться
Изначально Starbucks возник как небольшой американский магазин, где продавали вкусный кофе. Бизнес оказался не очень прибыльным, и основатели наняли Говарда Шульца в качестве управляющего, чтобы поправить дела. Шульц предложил открыть на базе магазина кофейню, чтобы любители кофе могли общаться между собой и пробовать разные напитки, но основатели отказались. Спустя пять лет, когда Starbucks был на грани банкротства, Говард Шульц выкупил бизнес и воплотил свою идею. Сейчас это одна из самых популярных кофеен в мире.
В чём была ошибка: в нежелании рискнуть и довериться опытному управляющему, который предлагал запустить революционную бизнес-модель.
Эти примеры показывают, что даже самые успешные компании могут оступиться, и иногда это приводит к фатальным ситуациям и ликвидации бизнеса.
#urvista_интересное
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях или записывайтесь на консультацию к юристу по ссылке далее
Запишитесь на консультацию по ссылке: https://clck.ru/34hnHZ
Звоните по правовым вопросам:+7(495)432-68-55 (в рабочее время)
Мы оказываем полный перечень услуг в юридической сфере.