Найти в Дзене
Татьяна Безручко

Не все педагогические системы одинаково полезны

Оглавление

Даже те, которые создавали великие педагоги. Даже системы легендарных Макаренко и Монтессори и культа привязанности имени Петрановской.

Так что же с ними не так? В первую очередь то, что родители и педагоги применяют их бездумно, имея крайне смутное представление о том, зачем они вообще это делают. В качестве цели обычно озвучивается какая-то расплывчатая фигня типа "раннее развитие" или что-то в этом духе. А надо всё-таки в первую очередь понимать с какой целью используется та или иная система, и чтобы выбрать систему правильно, надо понимать, для чего та или иная система или концепция создавалась, какие задачи решала. 

И вот тут нас ожидает очень весёлый сюрприз. 

Дело в том, что большинство педагогических систем создавались не для развития нормального обычного ребёнка, а для того, чтобы детей с серьёзными отклонениями как раз привести максимально близко к норме. 

Например, система воспитания Макаренко, которую сейчас многие осуждают за излишнюю жёсткость, включает в себя физические наказания и жёсткую иерархию. Но прежде чем осуждать, давайте вспомним, какую проблему решала эта система. Проблему воспитания нормальных домашних детей? Нет. Эта система решала проблему социализации послевоенных сирот полукриминального толка, которые прошли огонь, воду, медные трубы, видели к своим 10-ти годам такое, что современный взрослый за всю жизнь не увидит. Что будет, если эту систему применить к домашнему ребёнку из благополучной семьи? Да ничего хорошего не будет. Для ребёнка это будет детская жесть и психологические травмы, а не воспитание. Отменяет ли этот факт гений Макаренко? Нет, не отменяет. Просто Макаренко не ставил в этой системе в качестве цели воспитание домашних благополучных детей. 

Но подход Макаренко сейчас и так непопулярен, а что с другими педагогическими системами?

Например, система Марии Монтессори, которая сейчас крайне популярна, и следование которой вам будет анонсировать каждый второй платный садик. Сюрприз, эта система была разработана для отстающих в развитии детей. Не для нормальных, а для тех, у кого есть проблемы, кого надо тянуть до нормы. Потом кто-то подумал, мол, а вот если это же делать с нормальными, то они ух какие результаты покажут! Но нет, не показывают. Не потому что система плохая, просто нет у этой системы цели сделать из нормы "ух", есть цель подтянуть отстающего до нормального, обычного. 

Ровно те же самые проблемы и с концепцией Петрановской. Она в первую очередь занималась работой с детьми в детских домах, и у них действительно есть проблема с привязанностью, болезненная и трудно решаемая. Но дело в том, что у обычных нормальных детей этой проблемы нет. Их привязанность к родителям выстраивается с самого детства, и это не тоненькая былинка, а толстенный канат, который так просто не перерубить. 

А как тогда развивать-то? 

Да никак. Супер-пляски вокруг ребёнка с целью понаразвивать - это такое особое веяние последних лет. В реальности нормальному ребёнку не требуется какое-то особое развитие.

Это Арина. Ей не нужно супер-развитие. Ей нужна шляпа из лопуха.
Это Арина. Ей не нужно супер-развитие. Ей нужна шляпа из лопуха.

Ему требуется общество родителей, много движения на свежем воздухе, хороший садик, активное включение в бытовые дела семьи - готовить вместе, убирать, много игр с другими детьми, и чтобы на ночь или зимним вечером книжку почитали. И прекрасно человек разовьётся, прям отлично. 

Но что делать, если душа требует науки и педагогики? 

Тогда следует обратить внимание на тех педагогов, которые работали с нормальными обычными детьми. 

Например, очень полезно почитать Выготского. У него нет никакой вообще педагогической системы, но есть фундаментальные труды, в которой он описывает становление нормальной детской психики. Очень полезно для понимания процессов, происходящих в голове ребёнка по мере взросления. 

Ещё можно обратить внимание на систему Никитиных, они как раз с нормой работали. Но тут стоит учитывать специфику семьи: многодетная семья с родителями-педагогами - это не то же самое, что семья, где 1-2 ребёнка, и родители все время на работе. Но, конечно, отдельные приёмы можно взять. 

И самое главное при выборе системы - помнить о цели воспитания.

Какая именно у вас цель? Если просто "Чтобы развился" выдыхайте и забивайте на системы. Обычный нормальный ребёнок не может НЕ развиться, для этого ему достаточно просто находиться в нормальной и адекватной среде, а не в искусственной выморочной системе, которая имеет мало отношения к той реальности, которая его окружает. 

Расскажите, какие педагогические системы нравятся вам? 

Друзья, напоминаю, что сейчас веду блог с целью сбора денег для нужд мобилизованных.

Перевести деньги можно на эту карту Сбербанка

2202206273474234

Если вы понимаете, что можете перевести совсем мало, и вам кажется, что не стоит, то знайте - стоит. Немного - это гораздо больше, чем ничего.
Если вы не можете участвовать финансово, подписывайтесь, ставьте лайки, делайте репосты в соцсети и пишите комментарии. Доход от блога я также направлю на помощь мобилизованным.

Отчет о собранной сумме - каждый день. По мере сбора нужных сумм, отправлю деньги волонтерам, которых знаю лично, публикую фотоотчет о потраченных средствах.

Мы вместе, значит, сможем многое!