Найти тему
Антон Николаев

10 лучших фильмов Каннского кинофестиваля 2023 года, которые выйдут скоро в прокат

Оглавление

Проходящий с 16 по 27 мая 76-й самый престижный фестиваль в мире кино представил обширную конкурсную программу, в которую вошли последние работы всемирно известных авторов, множество ярких летних релизов и нашумевших фильмов, которые уже сейчас претендуют на награды следующей осенью.

После того как награды были вручены, красная дорожка расстелена, а в 2023 году ожидается широкий выбор фильмов. Предлагаем вашему вниманию сводку каннских релизов, которые должны вас заинтересовать.

1. Зона интереса (Джонатан Глейзер)

За "Побудь в моей шкуре" трудно угнаться, но режиссеру-чудаку Джонатану Глейзеру (который не теряет хватку, несмотря на десятилетний перерыв), кажется, удалось это сделать с "Зоной интереса".

Свободно адаптированная по одноименному роману Мартина Эмиса, драма Глейзера о Холокосте получила в этом году Гран-при и должна опровергнуть широко приписываемое Трюффо мнение о том, что антивоенных фильмов не существует. Не испытывая необходимости показывать какие-либо зверства воочию, "Зона интереса" представляет собой леденящую душу медитацию о природе зла через домашнюю жизнь нацистского офицера Рудольфа Хёсса, который проводит время со своей семьей в польской деревне - всего в ста метрах и одной колючей проволоке от лагеря смерти, которым он руководит. В жанре, где большинство фильмов либо более тяжелые с технической стороны, либо охотятся за легким испугом, последний эксперимент Глейзера - нечто среднее между Терренсом Маликом и Михаэлем Ханеке - обезоруживает тем, что лишь намекает на ужас, скрывающийся под его добродушной поверхностью.

2. Убийцы цветочной луны (Мартин Скорсезе)

-2

Это был долгий, ухабистый путь к эпопее Мартина Скорсезе стоимостью 200 миллионов долларов (на самом деле, когда фильм выйдет в прокат в октябре, пройдет почти два года с момента окончания производства), но, похоже, оно того стоит. Несмотря на внеконкурсный показ, самый горячий билет на фестивале принадлежал "Убийцам цветочной луны" - масштабному триллеру о реальных преступлениях с Робертом Де Ниро, Леонардо ДиКаприо и Лили Глэдстоун в главных ролях, который исследует серию убийств богатого нефтью народа Осейджи в Оклахоме 1920-х годов.

В кинотеатре фильм был встречен девятиминутной овацией, и, судя по всему, это как раз тот фильм, ради которого стоит потерпеть боль в ладонях. Фильм длится 206 минут и плетет паутину жадности, богатства и обмана в рамках конспирологического триллера 20-го века, отражающего гнилое прошлое Америки и в то же время говорящего о ее настоящем. Есть режиссеры, ради которых ты просто останавливаешь все, а когда у руля стоит старый добрый Мартин, ты жмешь на тормоза сильнее, чем когда-либо.

3. Майский декабрь (Тодд Хейнс)

-3

Если бы нужно было назвать современного американского режиссера, который наиболее последовательно вращается вокруг контуров мелодрамы, то, пожалуй, никто не смог бы сделать лучшего выбора, чем Тодд Хейнс.

Хотя Хейнса часто называют духовным наследником Дугласа Сирка за то, как он жонглирует повышенной пастишностью и ясными социальными комментариями, Хейнс вызвал призрак Ингмара Бергмана для своего последнего фильма, претендующего на награду. Фильм "Майский декабрь" - это пятая совместная работа режиссера с Джулианной Мур, которая сыграла роль Грейси, осужденной бывшей учительницы, ставшей предметом скандала в национальных таблоидах несколько десятилетий назад после того, как у нее был роман с одним из ее учеников. Натали Портман играет горячую голливудскую актрису, которая хочет провести некоторое время с Грейси, чтобы подготовиться к роли в экранизации.

Фильм может показаться похожим на "Персону" и "Бульвар Сансет", с небольшим количеством кэмпинга от братьев Коэнов. Уверен, что следующей осенью Портман и Мур получат новую волну популярности.

4. Опавшие листья (Аки Каурисмяки)

-4

Многие утверждают, что если вы видели один фильм Аки Каурисмяки, то вы видели их все. Но как можно устоять перед новым предложением финской легенды, если за последние сорок лет он ни разу не разочаровал нас? Те, кто уже привержен церкви Каурисмяки, найдут в "Опавших листьях" что-то вроде хорошего настроения в его так называемой "трилогии о пролетариате". Законный обладатель приза жюри этого года, пронизанный бесстрастным юмором и остроумием, на удивление легкомысленный, пронзительный и, пожалуй, самый смешной фильм во всей программе 2023 года.

Сюжет фильма разворачивается на фоне надвигающегося украинского конфликта и рассказывает о маловероятных отношениях, которые завязываются между двумя неудачливыми бродягами: один - работник супермаркета, которого недавно уволили за кражу бутербродов, другой - охранник, у которого проблемы с алкоголем. Минималистские декорации, обыденные сцены, бесстрастное остроумие... Только Каурисмяки мог подарить нам роман о встрече, в котором две потерянные души находят утешение, отправившись в кинотеатр, чтобы вместе посмотреть фильм о зомби.

5. Анатомия падения (Жюстин Триет)

-5

Колеса правосудия медленно, но неуклонно вращаются в захватывающей судебной драме Жюстин Триет, которая сделала французского режиссера лишь третьей женщиной в истории конкурса, получившей высшую награду после Джейн Кэмпион и Джулии Дюкурно.

В двух с половиной часах "Анатомии падения" не проходит ни минуты, чтобы вы не сомневались в предполагаемой невиновности или виновности немецкой писательницы Сандры (лучшая роль в карьере Сандра Хюллер), вынужденной защищать себя в суде, когда она становится главной подозреваемой в убийстве своего мужа. Гениальность ледяной драмы Триет заключается не только в том, что она подставляет вас под удар на каждом шагу, но и в том, что она бросает вызов понятиям правды и справедливости, позволяя каждому зрителю сделать свои собственные выводы. Если копнуть чуть глубже, вы обнаружите проницательную деконструкцию неблагополучного брака и детской травмы, поданную под видом хичкоковского юридического триллера.

6. Город астероидов (Уэс Андерсон)

-6

В последний раз, когда премьера фильма Уэса Андерсона состоялась в Каннах, результаты были не столь впечатляющими. Но давайте забудем о "Французском вестнике": новое предложение от режиссера его уровня - это всегда повод для праздника, тем более, если учесть, что в его распоряжении находятся ошеломляющие таланты. В фильме "Город астероидов" такие актеры, как Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс, Марго Робби и Майя Хоук, привносят свой шарм и дополняют отличный актерский состав, в который входят такие завсегдатаи Андерсона, такие как Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон и Эд Нортон.

Имея за плечами одиннадцать фильмов, режиссёр разработал один из самых стилистически четких авторских штампов во всем кинематографе. Его последний фильм, действие которого происходит в вымышленном юго-западном городке середины 1950-х годов, пораженном инопланетным вторжением, которое может быть, а может и не быть фиктивным, вряд ли покорит зрителей, которые еще не влюбились в его четкую операторскую работу, причудливые диалоги и издевательский юмор. Однако если вы считаете себя поклонником Уэса, то "Город астероидов" - это превосходное дополнение к его личному канону, которое никогда не затягивает и работает гораздо лучше, чем имеет на это право.

7. Монстр (Хирокадзу Корээда)

-7

Если обладатель "Золотой пальмовой ветви" Хирокадзу Корээда сумел за последние 25 лет постоянно жить на Французской Ривьере, то в немалой степени благодаря тому, что он до сих пор не проявляет никаких признаков замедления. Только что дебютировав на французском и корейском языках, плодовитый маэстро не пожалел времени и впервые после "Магазинных воришек" снял на своей родной территории еще одну тихо опустошающую семейную драму, в центре которой мать-одиночка, подозревающая, что с ее сыном-подростком что-то не так.

Возможно, еще более впечатляющим, чем бешеная скорость, с которой японский режиссер продолжает выпускать фильм за фильмом, является тот факт, что он продолжает удивлять нас, исследуя знакомые темы новыми освежающими способами. Обладатель "Queer Palm" и лучшего сценария, "Монстр" - это еще одна незамысловатая история об обычных людях и элегантная дистилляция 30-летней карьеры, посвященной изгоям и неудачникам. Любой другой режиссер убил бы за то, чтобы снять фильм, хотя бы вполовину такой подробный и сострадательный, как этот. Но для Корээды же это просто очередная прогулка по парку.

8. Химера (Алиса Рорвахер)

-8

Кто бы мог подумать, что Джош О'Коннор, изначально задуманный как недельное празднование всего, что связано с Индианой Джонсом, украдет славу у Харрисона Форда, сыграв самого симпатичного археолога, охотника за сокровищами на всей каннской сцене?

В захватывающей драме Алисы Рорвахер "Химера" бывший выпускник "Короны" потрясающе играет Артура, загадочного, стоического англичанина с тяжелым сердцем и особым талантом вынюхивать древние сокровища. Недавно освободившись из тюрьмы, Артур знакомится с разношерстной командой местных "томбароли" - подпольных могильщиков, которые бродят по Италии 1980-х годов, похищая артефакты и разграбляя священные захоронения. Не то чтобы фильм не был самостоятельным, но если наблюдение за тем, как восьмидесятилетний Харрисон Форд в десятый раз расправляется с нацистами, не вызывает у вас адреналина (или вы, как и мы, хотели бы, чтобы Индиана Джонс рассмотрел моральные проблемы своей профессии), то это крупное открытие должно снять этот зуд.

9. Идеальные дни (Вим Вендерс)

-9

Большие надежды возлагались на последнюю картину в стиле "lo-fi" от Вима Вендерса, лидера нового немецкого кино, впервые покорившего Круазетт почти 40 лет назад фильмом "Парижский Техас", в котором, как говорят, потрясающе сыграл Кодзи Якушо.

Легендарный японский актер из фильмов "Кюре" и "Тампопо" завоевал сердца жюри и получил награду за лучшую мужскую роль за его тихое, тонкое, трогательное исполнение роли Хираямы, скромного уборщика туалетов средних лет, который живет простой жизнью в Токио. Скрупулезно описывая строгий распорядок дня Хираямы, человека простых удовольствий и почти монашеской философии, Вендерс создал свою самую созерцательную, меланхоличную историю со времен "Крыльев желания" 1987 года. "Идеальные дни" - это исследование стазиса и сдерживания, которое может оттолкнуть непритязательных зрителей своей огромной скупостью, но фильм подкрадывается к вам и оставляет неизгладимое впечатление уже после титров.

10. Рагу Додена Буффана (Тран Ань Хунг)

-10

Французско-вьетнамский режиссер Чан Ань Хунг дал каждому члену жюри Каннского фестиваля повод для восхищения своим первым фильмом за почти восемь лет. "Рагу Додена Буффана" представляет собой роскошное кинематографическое блюдо, в котором искренняя увлеченность искусством кулинарии выстраивает вокруг него целое повествование.

В центре повествования - "Наполеон кулинарного искусства", знаменитый французский повар середины XIX века по имени Доден Буффан, который постепенно влюбляется в свою коллегу-повара Эжени (постоянная участница Каннского фестиваля Жюльет Бинош). Изысканная карусель аппетитных кулинарных сцен в фильме - это не только визуальное наслаждение, но и эффективный способ дальнейшего развития сюжета и преодоления разрыва между персонажами. Хотя некоторые могут посчитать его слишком сиропным для своих кинематографических вкусовых рецепторов, "Рагу Додена Буффана" все же должен найти много доброжелательных зрителей этой осенью.