Найти тему
Нить разговора

Бунин и его жизнь в фильме «Дневник его жены» (2000)

В 1933 году произошло знаковое событие. Впервые русскому писателю была присуждена Нобелевская премия.

Присудили её Ивану Алексеевичу Бунину, писателю-эмигранту.

Он живет на юге Франции, на берегу Средиземного моря, в городе Грас.

Живёт с женой и музой. Обычным людям этого не понять, но это две разные женщины под одной крышей.

-2

Жена - Вера Николаевна Муромцева-Бунина 1881 г.р. Они близки с 1907г, но обвенчались только во Франции в 1922г.

Муза - Галина Кузнецова 1900г.р. (ему 56, Гале 26), начинающая поэтесса и писательница. Она познакомится с Буниным в 1926.

В фильме Галину играет Ольга Будина, в действительности она выглядела так:

-3
-4

Звонок из Стокгольма о присуждении Нобелевской премии поступил в ноябре 1933г. По фильму, в это время Бунин с Галиной был в кинотеатре... Алексей Пивоваров говорит, что в этот вечер показывали фильм с участием Кисы, дочери писателя Александра Куприна...

-5

Обеих своих женщин, жену и музу, Бунин берёт с собой в Стокгольм.

-6

В фильме у Веры Николаевны тоже поклонник и воздыхатель. Его роль играет Евгений Миронов. Это приживальщик, нахлебник... Он приезжает сообщить Ивана Алексеевичу, что тот выдвинут на присуждение Нобелевской премии, что не является новостью для Бунина. Это было уже третье его выдвижение. Это его только злит.

-7

Вера Николаевна, желая досадить мужу, настаивает, чтобы и он (Миронов) поселился у них... Мужа она называет «Ян». Мы постоянно слышим это обращение.

Позволю отступление. Биограф Бунина говорит, что выдвигали Бунина 5 раз. Если верить «Своей игре» (бывают и у них ошибки), американский поэт Роберт Фрост выдвигался на Нобелевскую премию 31 раз,

-8

но так и не получил её.

Так вот. Галина Кузнецова (в фильме фамилия изменена) жила с Буниными с 1927г по 1934г (ради Бунина она бросила мужа, белого офицера). Их тройственный союз был нарушен любовью Галины и певицы Марго Степун...

Марго была младшей сестрой известного философа Степуна. Фёдор СТЕПУН.

-9

По фильму Марго была сестрой врача. Где-то в Париже Бунины оставили приболевшую Галину. И Марго ставит ей на спину банки (забытая процедура!). Вспыхивает непонятное нормальным людям чувство.

В результате Бунин приютит у себя и Марго, но НЕНАДОЛГО. Скрывать свои чувства девушкам нелегко. Они съезжают, перебираются в Париж.

В кадре Иван Алексеевич, стоя на коленях, умоляет Марго не увозить Галину.

-10

Но в 1941-42гг они вновь находят приют в доме Бунина в Грасе, так как Марго — похоже еврейка, и в оккупированном Париже ей находиться опасно.

Бунин не очень рад видеть эту парочку у себя. Он поселяет у себя ещё одну «сучку», дворняжку. Спит с ней, читает ей свои наброски...

-11

Кухарки в доме нет. Со всем хозяйством управляется одна Вера Николаевна.

В довершение ко всему дворняжка постоянно мочится на её постель... Такие муки, я знаю, испытывала только жена Джеральда Даррелла.

Грас не бомбят, но окна всё равно заклеивают бумагой.

-12

Как важный момент показано торжество по поводу разгрома немцев под Сталинградом. Бунин ликует. И поит своих домочадцев шампанским... При безденежье покупает целый ящик шампанского...

-13

Далее по фильму дом начинает пустеть. Дворняжку сбил автобус, чтобы она не мучилась, её застрелили. Марго не смогла нажать на спусковой крючок, это сделала сама Вера Николаевна...

Потом в Америку уезжают Марго и Галина.

От несчастной любви к Вере Николаевне пытается удавиться герой Евгения Миронова. Он тоже съезжает и оказывается в психиатрической клинике...

Вера с мужем остаётся вдвоем. Они неожиданно получают от кого-то деньги и решают съездить в Италию. Бунин уже стар и немощен. В дороге он умирает...

-14

В эпилоге Вера сообщает, что Галина приезжала на похороны Бунина. Была на отпевании, а на кладбище не пошла.

Фильм зачем-то завершается русской народной песней в исполнении (кого бы Вы думали? Ещё скажите, что мир не тесен?!) Надежды Плевицкой...

-15

Песня звучит полностью... Сюжет её как-то не очень согласуется с фильмом: «Белилицы-румяницы с лица долой. Ревнивый муж возвращается домой. Везёт плетённую батогу. И наказать героиню хочет за то, что у соседей на беседе стакан мёду холостому поднесла, а тот её при народе сударушкой называл, да белы руки к стакану прижимал… да походушку её хвалил. И за это ни за что хочет муж героиню побить…»

Я смотрел этот фильм раньше, когда он только вышел...

Мне больше всего запомнился тогда эпизод в поезде с немецкими пограничниками. Как они беспардонно в присутствии дам раздевают новоиспеченного Нобелевского лауреата и проверяют, есть обрезание или нет...

-16
-17

И сейчас меня тронул этот эпизод...

Тем более герой — джентльмен того времени и даже в море купается в майке.

-18

Второй эпизод, который бы я выделил, - это герой Миронова и Вера Николаевна. Она чистит рыбу, он колет грецкие орехи...

-19

Он говорит ей комплименты и хочет поцеловать её грязную руку... Она не даёт, вырывает, убегает из комнаты (звонок из Стокгольма!)...

-20

А он быстрей запихивать в рот орехи. Одну горсть, другую...

Интересно, в этом вся его нищая натура... он здесь не хозяин, и всё нужно делать украдкой... или это просто волнение?! Мне кажется, он от нищеты своей...

Кстати, и Бунин, если верить Алексею Пивоварову, не настолько богат...

Его вилла Бельведер сейчас вот в таком виде.

-21

Судя по титрам, съемки проходили в Крыму...

-22

Привлекались хоромы значительно более просторные и впечатляющие...

У Бунина не было таких лестниц, огромных окон и помещений, балконов, террас…

-23
-24
-25
-26

Вот фото реальных окон в Бельведере.

-27

Обратите внимание на цветы... В каждой комнате несколько ваз с букетами цветов...

-28
-29
-30
-31
-32

Фильм может и неплохой... Но что мне не понравилось, что все те фрагменты бунинских текстов, которые звучат в фильме, пошлы и скабрезны... Такое впечатление, что творчество Бунина целиком и полностью сосредоточено на проявлениях плотской любви, но это же не так...

Показан только один собрат-писатель, который возвращается в СССР… и тщетно призывает к этому Бунина. Это скорее собирательный образ….

-33

Интересно, был ли в действительности у героя Евгения Миронова прототип?... Был ли в их доме человек, спасающий самолюбие Веры Николаевны? В фильме говорится, что его отец был помощником министра при Керенском, а умер швейцаром в Стокгольме.

-34

Спасибо Пивоварову. Он помог установить, что этого человека звали Леонид Зуров (в фильме изменили всего 1 букву). Он и в жизни, и в фильме нашёл Бунина в кинотеатре в ноябре 1933 и сообщил о присуждении Нобелевской премии.

-35

Но он, судя по Википедии, не был таким прилипалой. В янв 1929 Бунин опубликовал статью «Леонид Зуров», а в февр 1929 пригласил его пожить в Грас. Зуров вёл бурную писательскую и общественную деятельность. Но с 1953г был болен психически и периодически проходил лечение, что не помешало ему стать наследником архива семьи Буниных.

Галина Кузнецова оставила после себя «Грасский дневник», но я не знаю, вела ли дневник Вера???

Когда она находила время? Она ведь не только управлялась по дому, но и была машинисткой. Разбирала корявый почерк мужа и печатала, печатала...

-36

Вот так жил первый русский нобелиат по литературе. Человек, родившийся в один год с Лениным и умерший в один год со Сталиным. 1870-1953.

Спасибо за внимание!