Найти тему
Антон Николаев

Самые недооцененные научно-фантастические фильмы, которые вы, вероятно, не видели

Оглавление

Один из самых проверенных временем жанров, научная фантастика, никогда не перестает очаровывать зрителей.

Научная фантастика провокационна благодаря своей способности комментировать современную социологию, несмотря на то, что действие происходит через сотни или тысячи лет в будущем или в полностью вымышленной вселенной. Великие научно-фантастические фильмы стоят особняком, но есть множество упущенных из виду жемчужин, которые стоит посмотреть любому увлеченному киноману.

1. Солярис (2002)

После серии успешных фильмов "Траффик", "Эрин Брокович" и "Одиннадцать друзей Оушена" Стивен Содерберг сделал большой шаг вперед, сняв ремейк одной из самых дерзких классических научно-фантастических картин в мировом кинематографе. Воссоединившись с часто сотрудничающим с ним Джорджем Клуни, режиссер взялся за "Солярис", первоначально снятый Андреем Тарковским в 1972 году. Вместо того, чтобы конкурировать с романом и фильмом, Содерберг направил свой фильм в другое русло, которое в то время нервировало зрителей, но теперь оказалось близким к трансцендентному.

Действие фильма происходит на космической станции, вращающейся вокруг планеты Солярис, и представляет собой медитативную психологическую драму о цели космической миссии под руководством доктора Криса Кельвина (Клуни) и о болезненных воспоминаниях, связанных с его покойной женой Рейей (Наташа МакЭлхоун). Содерберг сопоставляет холодную и клиническую природу передовой космической одиссеи с эмоциональной уязвимостью вдовца в его желании получить второй шанс.

Сюжет второстепенен по сравнению с психологическим путешествием, которое проходит Кельвин. "Солярис" органично вплетает размышления героя в тон фильма. Это создает леденящую душу атмосферу, нежели жуткая природа космоса. Космос - идеальный сосуд для исследования состояния человека, бесцельно бьющегося над горем, чувством вины и восприятием воспоминаний. "Солярис" показывает, что воссоздание человеком идей имеет большее влияние, чем сама реальность.

2. Странные дни (1995)

-2

Для такого амбициозного и масштабного фильма, как "Странные дни", было неизбежно, что после выхода он будет неправильно понят. На волне успеха фильма "Переломный момент" Кэтрин Бигелоу хотела сказать нечто глубокое о состоянии современного мира на рубеже веков. Ее опасения, связанные с бумом цифровых технологий и злоупотреблением властью в правоохранительных органах, столкнулись в 1995 году в фильме "Странные дни", пророческом антиутопическом научно-фантастическом исследовании.

Действие фильма происходит в Лос-Анджелесе недалекого будущего, где бывший полицейский, ставший уличным барыгой, Ленни Неро (Ральф Файнс) оказывается втянутым в заговор с участием полиции и музыкального магната. В то время критики ругали "Странные дни" за запутанное повествование. В ретроспективе это придает фильму сложность различных жанров, включая триллер, детективную историю, политическую драму и научную фантастику. Построение мира богато. Бигелоу четко чувствует, как использовать антиутопическую обстановку Лос-Анджелеса в качестве подходящего фона для раскрытия страшного заговора. Фильм проходит по тонкой грани между фантастическим миром и чем-то ужасно знакомым современности.

Острая осведомленность режиссера о захватывающем экшн-кинематографе все еще жива и здорова на фоне суровых социологических комментариев. Между изображениями жестокости полиции, власти корпораций над правительством и предпочтениями в отношении технологий, которые вдохновляют фантазию, "Странные дни" жутко пророческие. На рубеже веков человечество идет по ложному пути, и для того, чтобы что-то изменить, нужна смелость отдельных личностей.

3. Дежа вю (2006)

-3

Покойный Тони Скотт на протяжении всей своей карьеры специализировался на жанровой исключительности. Не просто архитектор ярких попкорновых развлечений, его фильмы представлены с настоящим сердцем, и он заботится о своих главных героях. Эстетика музыкальных видеоклипов, хотя в то время ее презирали, придает его фильмам очаровательную изюминку, и он всегда стремился расширить границы даже самых обыденных съемок. Крупнобюджетные боевики отчаянно нуждаются в половине его стиля. Вершиной способностей Скотта стал извращенный, хичкоковский научно-фантастический триллер "Дежа вю" 2006 года.

"Дежавю" рассказывает о расследовании взрыва на пароме, которое ведет специальный агент A.T.F. Даг Карлин (Дензел Вашингтон), который использует экспериментальную технологию наблюдения, чтобы идентифицировать террориста, но постепенно становится одержимым одной из жертв. Фильм представляет собой неожиданное столкновение криминального правосудия после 11 сентября. Скотт использует исследование новаторских научных технологий, чтобы усилить богатый характер человека с разросшимися навязчивыми идеями. Визуальный стиль Скотта, как бы ни был смазлив и хаотичен, очень важен для него человеческий фактор этой истории, и стремительная нарезка фильма соответствует психологическому состоянию Карлина.

Несмотря на то, что фильм пропагандируется как веселый блокбастер, его конечный результат тревожен и неоднозначен с точки зрения повествования. "Дежа вю" - это особый случай научной фантастики, действие которой происходит в наши дни, визуально привязанной к текущему моменту и затрагивающей такие современные проблемы, как терроризм и правительственная слежка. Аспекты, которые общественность считает "научной фантастикой", находятся на расстоянии вытянутой руки. Фильм "Дежа вю", заставляющий задуматься о романтизме технологий для удовлетворения своих желаний, заслуживает массового пересмотра киносообществом.

4. Бездна (1989)

-4

Со времен "Терминатора" все, к чему прикасался Джеймс Кэмерон, превращалось в золото. С тех самых пор он создает исключительно кассовые фильмы, мимо которых невозможно пройти. Единственное отклонение в его карьере - фильм "Бездна" - не смог достичь тех же финансовых и критических высот, что и другие его работы. Фильм 1989 года является более вдумчивым произведением научной фантастики и демонстрирующим увлечение Кэмерона подводными экспедициями. Фильм вырос, и его переоценка в глазах общественности - тому подтверждение.

В фильме "Бездна" команда дайверов нанимается на поиски пропавшей атомной подводной лодки и в процессе сталкивается с опасным инопланетным видом водных обитателей. Этот фильм кажется самой личной работой Кэмерона, поскольку в нем речь идет о механических рабочих-"синих воротничках", расширяющих границы глубоководных исследований. По иронии судьбы, фильм лучше всего работает до появления научно-фантастических элементов. Это потому, что моменты напряженности, когда команда погружается в воду, захватывают сердце. Как это ни прискорбно, на экране чувствуется безответственность Кэмерона. Искренний гуманизм между героями экспедиции восполняет романтизм, который часто встречается в фильмах Кэмерона.

Изображение приключений в фильме как благоговейного чувства заставило многих назвать его попыткой Кэмерона снять фильм в духе Спилберга. Это не совсем так, особенно когда режиссер интегрирует передовые технологии и научную фантастику, что очень важно для души фильма. В "Бездне" даже чувствуется теплота и непринужденность тусовочного кино. Этот фильм надолго задержится в общественном сознании, поскольку его глубина создает так много интересного.

5. Даркмен (1990)

-5

С самого начала Сэм Рэйми был одним из самых идиосинкразических провидцев в кино. Его извращенный подход к жанровым фильмам практически невозможно повторить. Режиссер усовершенствовал свои уловки и в жанре супергероев. Сегодня истории о людях в плащах - это синоним безвкусного, корпоративного контента, созданного для того, чтобы быть неотличимым от других, но Рэйми показал своим фильмом "Даркмен", своим ответом на тенденцию супергеройской пульпы, начало которой положил "Бэтмен" Тима Бертона, что жанр может быть свежим и захватывающим.

В фильме, который является оригинальной историей, не адаптированной ни одним комиксом, а скорее данью уважения классическим монстрам ужасов Universal, доктор Пейтон Уайлдер (Лиам Нисон) получает физические и психологические травмы от криминального босса, и в результате принимает альтер-эго Даркмана, чтобы отомстить своим врагам. Рэйми переносит в "Даркмена" свою задорную черную комедию, смешанную с элементами фантастики и ужасов.

Фильм не стесняется своего вольного тона, не ставя перед собой никаких ограничений относительно того, как выполнить ту или иную сцену. "Даркмен" - это чистое, безудержное развлечение в стиле "pulp" с безошибочно узнаваемым мастерством в дизайне, костюмах, монтаже и актерской игре. Все участники знают, к какой атмосфере стремится фильм. Несмотря на познавательное веселье фильма, в нем нет ничего ироничного. В падении персонажа Даркмана есть искреннее оперное качество. "Даркмен" служит четким образцом стиля Рэйми.