КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Подрывные инновации реализуются, когда новый продукт заменяет другой или даже замещает целый рынок. Как правило это замещение происходит неожиданно, а в некоторых отраслях с необратимыми последствиями. Клейтон Кристенсен - американский учёный, теоретик менеджмента впервые использовал термин «подрывные технологии» в 1995 году в статье «Подрывные технологии. Поймать волну». Затем термин «подрывные технологии» заменили на «подрывные» инновации, потому что подрывной является отрасль, а не сама технология.
Кристенсен разделяет «подрывные» инновации на два типа: инновации, которые реализуются в нижнем сегменте и инновации, которые замещают или создают новый рынок.
К инновациям в нижнем сегменте можно отнести существующие продукты или услуги, которые можно назвать «слишком хорошими», которые соответственно, стоят дороже, чем потребители могут себе позволить или, когда потребителям неважно качество продуктов и услуг. Например, авиакомпания-лоукостер, которая повысила спрос за счет снижения цены на авиабилеты, исключив определённый спектр услуг, повышающий комфорт и качество перевозки.
К инновациям, которые замещают или создают новый рынок можно отнести, например, iPhone или цифровую фотографию, которая «погубила» компанию Kodak. В 1993 году компания Kodak наняла Джорджа Фишера из Motorola, чтобы справиться с кризисом, который был вызван появлением цифровой фотографии. Спустя 20 лет компания обанкротилась. Cовет директоров и топ-менеджеры компании ни на минуту не забывали о настигшем кризисе. Но им так и не удалось решить проблему.
См. рисунок.
КАК ПРИМЕНЯТЬ ТЕОРИЮ В РОССИЙИСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Теория «подрывных» инноваций помогает в период кризиса «удержаться на плаву» компаниям, которые крепко стоят на рынке, а также дает возможность с помощью «подрывных» инноваций выйти на рынок новичкам. По мнению Кристенсена компания должна сначала спросить себя, есть ли у нее процессы, команда, ресурсы, ценности для внедрения «подрывных» инноваций. В кризисной ситуации, когда «прорывная» инновация не соответствует процессам, команде и ценностям компании, Кристенсен предлагает создавать новую команду, которая 24/7 будет погружена в процесс реализации нового инновационного проекта и нести ответственность за его внедрение. Эта команда должна функционировать в рамках нового дочернего предприятия или вновь созданной организации, для того, чтобы формировались новые ценности и процессы в рамках реализации проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Теория «подрывные инновации» нашла широкий интерес в научной деятельности и деловой литературе. Предприниматели прекрасно понимают скорость изменения в современном мире, и хотят быть готовыми к этим изменениям. И если компания научиться определять, какие технологии в итоге могут оказаться «подрывными», то сможет «удержаться наплаву» и преодолеть кризис.
КРИТИКА
В целом главное преимущество теории состоит в том, что она помогает понять, почему и как инновация становится «подрывной». Однако, некоторые авторы критикуют данную теорию, так как она, по их мнению, слишком мало внимания уделяет тому, как именно определить «подрывную инновацию».
РЕКОМЕНДАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Книга «Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост | Рейнор Майкл Е., Кристенсен Клайтон М.»