Камчатский завод стекловаты приступил к производству новой модели тампонов «Тампакс».
Начнем с плохих (для нас, разумеется) новостей. Аналитики в США рассказывают, что каждый день в их стране вводится в эксплуатацию по 6 заводов в день. Индекс строительства новых предприятий поднимается на невиданную высоту. Вот вам график.
Нет, ну правда, беда. Неужели хитрые американцы реально выстояли в перемоге? И теперь рванут вверх?
А теперь хорошие новости. Индекс деловой активности в США падает. Обозначается он PMI. Если найдете эту загадочную аббревиатуру, то это он самый.
Из чего складывается этот самый индекс? Это показатель новых заказов, производства, занятости, отгрузок, запасов поставщиков, запасов клиентов, цен, невыполненных заказов, новых экспортных заказов и импорта. То есть, по сути, это показатель работы реального сектора экономики. К которому относятся и заводы.
Внимание, вопрос: а где тогда все эти пресловутые заводы? Которые якобы переносятся из Тайваня и Европы прямиком в дикие американские прерии. Причем, судя по скорости ввода их в эксплуатацию, переносятся они путем телепортации. По ходу кто-то очень дико врет.
Тут ведь есть три варианта:
1. Никаких заводов нет. А старые предприятия потихонечку закрываются. По причине падения покупательского спроса.
2. Заводы новые есть. Только старые закрываются с такой скоростью, что поднять индекс деловой активности невозможно. Правда, это уже похоже на полный бред. Это уже тогда по 10 заводов в день в США закрывается. У них дела, конечно, не очень. Но сомневаюсь я.
3. Новые заводы — это перерегистрация старых, уже имеющихся предприятий. С целью получить налоговые льготы. А так — все по пункту 1.
А что происходит-то?
Я уже неоднократно писала, что история про перенос производств в США из Европы — сказочка про белого бычка.
Во-первых, сами США, вы удивитесь, страна достаточно отсталая. Да, по нашим, по российским меркам. Ни тебе Госуслуг, ни тебе дешевого и быстрого интернета, ни тебе кучи гаджетов в домах, облегчающих жизнь. Все с дикими налогами. А недавно вообще объявили, что в Нью-Йорке скоро появится первый электробус. Да-да, ликуйте, жители США, самый настоящий электробус. Жители крупных городов России в этот момент сгибаются пополам от смеха. Да и в целом: куча бомжей, раздача просроченной еды и другие милые сердцу жителя 90-х вещи — это все про град на холме.
Во-вторых, в США достаточно жестко относятся к своим производствам. Если бы производить товары в родной стране было выгодно, то в Китай бы ничего никогда не переносили. Мы привыкли «кушать» официальную точку зрения. Мол, производства перенесли из-за дешевой рабсилы. На самом деле их перенесли из-за налогообложения. Никакая стоимость рабочей силы не перекроет расходов на транспортировку. Особенно в промышленности. Это в сфере услуг зарплата может составлять львиную долю расходов. Но в промышленности... не смешите мои тапочки.
Просто Китай активно помогал промышленникам. И налогами, и строительством инфраструктуры. Вот это все вместе и дало эффект переноса.
В Америке достаточно сложно найти и получить приличные электромощности. А построить свою электростанцию — это вообще проще повеситься. То есть если строить поля ветряков или солнечных батарей — это можно. А вот нормальную такую электростанцию небольшую на газу — ага, попробуй. Не говоря о сложности согласования новых дорог. Это все настолько сложно и коррумпировано, что можно сесть и расплакаться. Те, кто сравнивал в реальности, говорят, что в России намного проще. Некоторое исключение составляли только ресурсодобывающие компании.
Даже пресловутый «Фольксваген», который торжественно в прошлом году заявил о переносе своих мощностей в США, в 2023 уже сказал, что передумал. И переносит мощности в Китай. Но это еще не точно. А по факту автогигант сидит на ..опе ровно. И сокращает потихонечку производство.
Да и по поводу Тайваня все очень и очень сомнительно. Инвестиционные американские магнаты скидывают принадлежащие им акции серьезных компаний. Если бы всерьез можно было перенести производство — так бы никто не делал.
Перенос производств — сказка для американских инвесторов. Чтобы не пугались. Мол, потерпите немного. Сейчас мы обкрадем Европу с Тайванем — и все будет хорошо.
Европейские аналитики им вторят. Мол, заводы и фабрики закрываются не навсегда, а для переноса производства в США. И экономисты разных стран охотно в это верят. Ведь для них производство — это циферки в компьютерах. Кнопочку нажал — и вуаля, все перенеслось. И энергоресурсы сами собой появляются, и здания переносятся, и даже рабсила с удовольствием находится на местах обученная, вышколенная и готовая по первому зову взвалить опять себе на плечи всю постиндустриальную экономику.
Ну примерно так же, как в России некоторые до сих пор верят, что заводов просто нет. Все позакрывалось. И сколько ни доказывай с цифрами в руках, что закрываются неэффективные заводы и на место одного приходят пять новых, — не поверят.
Так что если вам кто-то начнет рассказывать с умным видом про массовый перенос производств в США — вы спросите просто, почему же тогда падает индекс деловой активности. И тоже обязательно с умным видом. Можно даже с долей превосходства. Потом расскажите самые небанальные версии. Мне тоже интересно. Буду коллекционировать.
Всем хорошего настроения и информационной гигиены.