В недавней премьере ТОТ, спектакле «Охота жить», Павел Чернышёв сыграл две главные роли: Степку в одноименном рассказе и Спирьку в «Суразе». В интервью «Театральному подвалу» актер рассказал о своих персонажах, работе с Аленой Лаптевой, а также о съемках в кино, которые он совмещает с работой в театре.
— Если мне не изменяет память, ты работал с прозой Василия Шукшина еще студентом Школы Табакова.
— Да, и в школе мне не раз говорили, что я шукшинский персонаж, но, наверное, в силу возраста я не торопился брать его прозу. Просто знал, что я шукшинский, что у меня лицо подходящее, деревенский, что ли, типаж.
— А то, о чем пишет Шукшин, те, о ком он рассказывает, тебе хорошо знакомы?
— Мне кажется, я его понимаю. У меня ощущение, что его персонажи — это те люди, рядом с которыми я жил в своем небольшом провинциальном Троицке, рядом с которыми взрослел. Там и антураж соответствующий: частные дома, сады, огороды. Гулянки всем двором с горячими объятьями и кровавым мордобоем. Всё как у Василия Макаровича. Читая какой-нибудь из его рассказов, я представляю себе, о ком читаю, — на память часто приходит кто-то из знакомых.
— Когда Алена Владимировна Лаптева сказала тебе, что в ее новом спектакле ты будешь играть и Степку, и Спирьку, ты не удивился?
— Нет, я был доволен, понимая, что работа предстоит интересная. Когда прислали вызов на первую читку, Алена Владимировна сказала мне: «У тебя очень крутые роли!» Я загорелся. Знаете, говорят — «это мой человек». А я так могу сказать про Алену Владимировну: она мой режиссер, она многое мне дала для старта и роста в нашей профессии. И, что самое важное, в связке «актер — режиссер» у нас с ней взаимопонимание с полуслова уже долгие годы — начиная со Школы Табакова, с дипломного спектакля «Заповедник» по Сергею Довлатову. Потом, уже в театре, были «Ночи Кабирии» и «Старший сын».
— Если говорить о двух доставшихся тебе персонажах, Спиридоне и Степке, то больше всего их обоих роднит одно — они уголовники.
— Они совершенно разные уголовники. Кстати, это было для меня самым сложным — понять мотивы и повадки каждого. Среди моего, так скажем, «шукшинского» окружения в детстве были разные персонажи, но уголовников не было. Поэтому я читал статьи про психологию личности преступника и смотрел интервью с заключенными. Отличительная черта таких людей — у них напрочь пропадает боязнь попасть за решетку. От этого страх переступить опасную черту стирается. И это чувствуется в характере обоих моих героев.
— Характерами они совсем не схожи.
— Они оба эгоисты, но в разной степени. Репетируя, мы обсуждали, как далеко персонажи заходят в своем эгоизме.
— Мне думается, в поступке Степки, бегущего из тюрьмы за три месяца до освобождения только для того, чтобы пройтись по родной деревне, много романтики.
— Я думаю, нет в этом романтики. Им овладела жуткая тоска по дому, по своим. «Соскучился я по вам, черти драные!» И это чувство перекрыло все страхи. Его не остановило то, что придется долго добираться; он не думал о том, что будет, если его схватят. Главным было побывать в родных местах. Он говорит: «Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть. А то меня сны замучили — каждую ночь деревня снится…» Это еще раз подтверждает, что таким людям абсолютно не страшно снова сесть.
— Как ты думаешь, он осознавал, какую боль причинит родителям, сестре, которая, как кажется, ждет его больше всех?
— Вряд ли он думал, когда бежал, что станет с его родными, если его поймают и прибавят срок. Горькое осознание пришло, когда в дом за ним явился участковый.
— Отношение к произошедшему видно по отцу Степки, сыгранному Павлом Юрьевичем Ильиным. В тот момент, когда он понимает, зачем пришел участковый, он превращается в тень — собственную тень, отброшенную на свой дом. Это мои ощущения.
— Так оно и есть.
— А сураз, Спиридон? Это же человек, который не ведает границ.
— Про таких говорят — «человек-эмоция». У него все поступки на эмоциях: что захотел, то сделал, что захотел, то взял. Как сейчас модно говорить, никаких личных границ. Он привык, что ему не перечат, никто его не останавливает. И не привык слышать «нет». И вдруг такой человек находится — приехавшая в деревню замужняя учительница, единственный человек, который наконец сказал ему «нет». Потом еще ее муж дал Спирьке отпор. В этот момент он и задумался о своей жизни, о том, кем является, какое место занимает в мире. Оказалось, что он глубоко одинокий человек, шатающийся по деревне и не могущий найти свой угол и родного человека.
— И это осмысление привело к трагической развязке.
— Просто он слабый человек. Постыдился того, что учитель его унизил, поставил на место. И шел он после этого по деревне, прячась от всех. Униженный и оскорбленный, потерявший себя.
— Похоже, Спиридон — чуть ли не единственный персонаж, не подходящий под название спектакля «Охота жить». Охота ли ему жить?
— Сначала хотелось, но потом произошел перелом. Справиться со своими чувствами и внутренней болью он в итоге не смог.
— Премьере в театре предшествовала кинопремьера — фильм «1000 дешевых зажигалок».
— Я очень хочу, чтобы этот фильм посмотрело как можно больше подростков и родителей. Это не блокбастер, это кино об острой проблеме подростков — о том, как они ищут и не могут найти свое место в жизни. Отсюда травля друг друга, буллинг, конфликт с родителями. Причем неважно, чересчур любящая у подростка мама или отстраненная, богатая или бедная. Любой подросток ищет себя через бунт. Куда в итоге его заносит и какова во всем этом роль взрослых — кино об этом.
— В апреле в прокат вышел еще один фильм — «Прямой эфир».
— Да, режиссера Карена Оганесяна. Там я сыграл блогера-миллионника в паре с Кириллом Кяро. Трагичная история о ценности лайков и человеческой жизни — что для нынешней молодежи важнее. Недавно закончил сниматься у Карена еще в одном сериале — «Почему ты такая злая?» — с очень крутым актерским составом: Филиппом Янковским, Юрием Колокольниковым, Марьяной Спивак.
— Поговорим о лайфхаках для молодых артистов. Что нужно предпринять молодому актеру, чтобы попасть в кино?
— Ну, я пока сам еще молод, поэтому не могу советовать. (Смеется.) Могу сказать про себя: я со Школы постоянно хожу на пробы. И даже если меня не утверждают, а меня, кстати, очень долго не утверждали вообще, я расцениваю это как новый опыт. Иду опять на пробы и делаю все, что от меня зависит. Однажды перед моими первыми большими киносъемками Владимир Львович Машков дал мне ценный совет: «Смотри на съемочной площадке по сторонам и наблюдай». Это уже стало моим навыком.
— Легко ли получается совмещать театр и кино?
— Не очень. Я люблю участвовать и в театральных, и в кинопроектах, которые чему-то учат, где рассказывается хорошая история. Хорошо, когда ее смотрят и о чем-то задумываются. Сейчас у меня в приоритете, конечно, театр. Но хочется найти какой-то баланс между театром и кино. Возможно, он существует.
Интервью: Филипп Резников / Фото: Ксения Бубенец