Найти тему

Все интеграционные процессы необходимо сделать оптимальными для людей

Такой совет дал руководителям новых субъектов РФ глава крымского парламента

Воронцовский дворец в Алупке — одна из главных достопримечательностей нашего полуострова. Для членов Комиссии Совета законодателей по вопросам интеграции новых субъектов Российской Федерации в российскую правовую систему, которую возглавляет Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, стало приятным сюрпризом, что именно в этом знаменитом месте состоялось второе её заседание в расширенном формате. Таким образом крымчане, организуя деловые мероприятия, стараются знакомить своих коллег из других регионов с богатой историей и культурным достоянием нашей республики. Как известно, Ливадийский дворец часто используется в качестве такой площадки, а Воронцовский ему пока незаслуженно в этом уступает.

Открывая заседание, В. Константинов привёл интересные данные: дворец в Алупке вместе с парком лидирует среди музейных объектов России по посещаемости. Этот показатель определяется, исходя из того, сколько из приехавших в регион туристов побывало в том или ином музее. Оказалось, что большинство посещающих Крым стремится посетить именно Алупкинский дворец, и он в этом смысле популярнее даже Ливадийского, подчеркнул В. Константинов.

Символично, что в исторических стенах участники заседания обсуждали важные вопросы, от решения которых зависит, какой станет наша страна после переживаемого на данном этапе переломного момента. Границы её расширяются, население увеличивается. В связи с этим в повестку дня и были включены вопросы, связанные с интеграцией новых субъектов.

По инициативе сенатора от Крыма Сергея Цекова в Госсовете РК подготовлен проект внесения изменений в новый закон о российском гражданстве, который вступит в силу в октябре 2023 года. Документ направлен на повышение гарантий равенства граждан перед законом, равенства их конституционно-правового статуса, независимо от процедуры получения гражданства, отметил, представляя его, Владимир Константинов. Крымские поправки касаются статей 24 и 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в части изменения условий прекращения гражданства РФ, поскольку их перечень существенно расширяется для лиц, которые его приобрели в результате признания государством конкретного лица гражданином Российской Федерации на основании федерального конституционного закона, международного договора Российской Федерации или приёма его в гражданство Российской Федерации.

-2

— Речь идёт о том, что гражданства могут лишить, например, за дезертирство, за дискредитацию Вооружённых сил РФ, призывы к экстремизму, — уточнил В. Константинов. — Но указанные случаи не касаются лиц, которые приобрели гражданство по рождению. Они распространяются только на тех, кто признан гражданами Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона.

Сергей Цеков обратил внимание на то, что под действие данной нормы подпадают жители Республики Крым и новых субъектов — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, поэтому и инициировал устранение такого неравенства, предложив распространить вышеназванные случаи прекращения гражданства в том числе и на лиц, которые приобрели гражданство по рождению либо на основании признания гражданином Российской Федерации.

Свои предложения по внесению изменений в федеральное законодательство для решения проблемных вопросов интеграции в российское правовое поле внесли и представители новых субъектов.

Председатель Народного Совета ДНР Владимир Бидёвка начал своё выступление с оглашения приветствия главы Донецкой Народной Республики Дениса Пушилина участникам фестиваля «Великое русское слово». В нём отмечается, что русский язык скрепляет, цементирует наш многонациональный мир. «Для нас русский язык и русская культура — путь к правде, истокам, неотъемлемая часть национального кода. И даже война не стала поводом для упадка культуры на Донбассе» — говорится в приветствии.

Подтверждение тому — проходящие в эти дни в Крыму гастроли Донецкого академического театра оперы и балета, в репертуаре которого — знаменитая опера А. Бородина «Князь Игорь». Её премьеру крымчане увидят первыми.

По словам В. Бидёвки, для ДНР характерен высокий уровень взаимодействия с федеральным центром. Донетчане уже внесли в Госдуму РФ 92 законопроекта, из которых Д. Пушилин инициировал 14. Самый яркий пример — закон об инвестиционной политике на Донбассе. Сейчас идёт работа над упорядочением деятельности мировых судей, и актуальной является синхронизация действий по созданию судебных участков. Но решение законодательных вопросов, возможно, затянется, пока не прекратятся обстрелы территории ДНР, заметил В. Бидёвка. Особую опасность они представляют для детей, поэтому из 599 школ на Донбассе 335 работают на удалёнке. Он поблагодарил партию «Единая Россия», решившую вопросы вывоза как можно большего количества детей из обстреливаемых ВСУ населённых пунктов, а также все органы власти и регионы, в том числе и Крым, за помощь и поддержку.

-3

Из проблем, требующих решения, В. Бидёвка отметил необходимость автоматической переаттестации для людей, имеющих бессрочную инвалидность и включение в общий стаж периода работы государственных служащих, связанной с риском для жизни, с 2014 года.

Первый заместитель Председателя Народного Совета ЛНР Дмитрий Хорошилов отметил, что интеграция их региона в правовое поле РФ проходит в плановом режиме. Сейчас идёт активная подготовка к проведению в ЛНР выборов. В то же время он обратил внимание на формальности, связанные с сохранением объектов культурного наследия. В Луганске пока нет специализированных организаций, занимающихся этим. Поэтому, по его мнению, следует временно разрешить администрациям самим проводить необходимые работы, чтобы такие объекты не разрушались. Разумеется, не нарушая при этом их внешнего облика и назначения.

На время переходного периода в ЛНР существует необходимость упрощённой регистрации акционерных обществ, чтобы не допустить упадка предприятий, а также решать вопросы передачи в аренду земельных участков и имущества.

От Запорожской области выступил глава военно-гражданской администрации Весёловского района Запорожской области Алексей Бычков. Он отметил, по сравнению с ДНР и ЛНР и у них, и у коллег из Херсонской области гораздо больше интеграционных проблем. Первым делом он попросил помощи по возникающим вопросам для более оперативного реагирования, в том числе в случаях передачи земли и имущества предприятий, руководители которых не захотели работать в России и ведут подрывную деятельность.

А. Бычков предложил рассмотреть возможность предоставления российского гражданства лицам, инвестирующим в новые территории. Жёстче, по его мнению, следует реагировать на теракты, применяя к виновным в них на новых территориях самое суровое наказание.

Новые субъекты испытывают дефицит в кадрах, особенно медицинских и педагогических, им необходимы программы по их привлечению, продолжил А. Бычков. При этом назрело решение об ужесточении наказания по отношению к гражданам, ведущим подрывную деятельность, являющимся пособниками террористов, саботирующим работу в медицинских и учебных заведениях.

О том, что Запорожская и Херсонская области значительно отличаются от ЛНР и ДНР, сказал и председатель движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов, сравнив ситуацию в Мелитополе, где пока нет ни одного избранного органа власти, с запорожской вольницей. По его мнению, им ещё многое предстоит сделать, чтобы из украинского «шалтай-болтая» войти в российское правовое поле. Он поблагодарил крымчан за «заданную точку роста» и предостерёг всех от попадания «политического украинства» в российское общество. По его мнению, неправильно было выдворять на Украину нелояльных России жителей новых субъектов — их там встречали как героев. Учитывая длительный процесс агрессивной украинизации и национализации населения в Запорожской и Херсонской областях, он прямо заявил, что своими силами им не справиться, и попросил не в сентябре к выборам, а гораздо раньше оказать им необходимую помощь. Мы открыты к диалогу и готовы к кадровому десанту, заявил В. Рогов. По его мнению, из Запорожской области можно сделать сильную точку роста, но вместе с другими субъектами РФ.

С тем, что Запорожской и Херсонской областям необходимо уделять больше внимания, поскольку там пока нет опыта российского парламентаризма, который уже успели накопить народные республики Донбасса, согласился В. Константинов. И это нашло отражение в итоговом документе, который будет направлен в федеральные органы власти. В то же время он предупредил, что уникальный крымский опыт важно воспроизводить на этих территориях в реальных измерениях, поскольку их интеграция в Россию проходит в совершенно иных условиях. При этом он дал коллегам совет: выверять все интеграционные процессы с людьми, сделать переходный период максимально оптимальным для них. Глава крымского парламента рекомендовал обратить внимание на большие возможности Общественной палаты, которую им ещё предстоит у себя создать, а со временем вступить в Южно-Российскую Парламентскую Ассамблею (ЮРПА), чтобы использовать и эту площадку для своего роста и развития.

В. Константинов обратил внимание и на то, что вхождение новых субъектов в состав Российской Федерации — сложный момент адаптации для всей страны. Все вопросы решаемы, если наладить тесное взаимодействие с представительствами Президента РФ в субъекте и федеральных органов, уверен он. Мы окажем вам всю необходимую помощь, но многое будет зависеть и от вас, подчеркнул глава крымского парламента.

Существенным подспорьем в координации законотворческой деятельности новых субъектов РФ станет созданная на заседании рабочая группа, которую возглавил председатель Комитета ГС РК по законодательству Сергей Трофимов — опытный парламентарий, профессиональный юрист, принимавший самое активное участие в формировании законодательной базы Республики Крым.

— Рабочая группа будет собираться для рассмотрения вопросов правового характера, возникающих у новых субъектов в процессе интеграции, а они непростые, — пояснил В. Константинов, общаясь с журналистами. — Эффективность её деятельности будет оценена позже, когда мы увидим, насколько слаженно было выстроено взаимодействие членов рабочей группы с исполнительными органами власти новых субъектов в части применения уникального крымского опыта. Безусловно, ключевым вопросом на данном этапе является проведение выборов и формирование полноценных парламентов, а самое важное — органов местной власти — той, которая находится в шаговой доступности. Это фундамент государственности. С момента формирования местной власти можно считать интеграционный процесс начатым. Его конкретные сроки и динамика переходного периода будут зависеть от взаимодействия муниципальных властей с людьми. Не так сложно написать закон, сколько сделать так, чтобы граждане приняли его и захотели по нему жить. Для этого необходимы хорошие взаимоотношения с людьми. Власть на местах — это индикатор настроений людей и общественного мнения, опираясь на которое, можно сказать, что не работает, а что можно ускорить. Хорошо, что комиссия начала работать, а мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы её деятельность была эффективной.

Людмила РАДЕВА.

Фото Пресс-службы Госсовета РК.