И судьба Вицина, Моргунова и Никулина сложилась бы иначе.
Когда Леониду Гайдаю, тогда ещё малоизвестному режиссёру, поручили снять одну из пяти киноновелл альманаха “Совершенно серьёзно”, то никто на него особых надежд не возлагал.
Студийное начальство посчитало, что это будет проходной проект и дало Гайдаю большую творческую свободу. А он подошёл к работе ответственно - переписал сценарий новеллы, получился “Пес Барбос и необычный кросс”, и занялся подбором актёров.
Легче всего было с Трусом. Для этого персонажа Гайдай заранее присмотрел Вицина и утвердил его на роль без всяких проб.
На роль Балбеса претендовал Сергей Филиппов и Борис Новиков. Филиппов, кстати, за несколько лет до этого снялся у Гайдая в фильме "Жених с того света". Однако его роль была полностью вырезана цензурой. Но зато гораздо позже Филиппов сыграет Кису Воробьянинова в "12 стульях" Гайдая.
Но всех обошёл Никулин - Гайдаю очень понравился его типаж. И он дал только один совет актёру: “Юра, у тебя и так лицо глупое, даже играть особо не придётся. Ты, главное, моргай почаще и всё”.
С Бывалым тоже пришлось нелегко. Сначала на роль пригласили Михаила Жарова, но он отказался - 62-летнему актёру уже было сложно бегать от собаки.
Тогда на прослушивание приглашали Игоря Ильинского, Ивана Любезнова, Станислава Чекана.
Они тоже ответили отказом. В конце концов, режиссёр и его команда остановились на Евгении Моргунове. Он тоже ранее снимался у Гайдая в "Женихе с того света", но и его роль полностью вырезали.
“Пёс Барбос” вышел на экраны и прогремел на всю страну. Троица мгновенно стала известной, их фразы растащили на цитаты, а киностудию завалили мешками писем с требованием продолжения приключений этих героев.
Тогда Гайдай снял “Самогонщиков”.
Затем троица появилась у Эльдара Рязанова в фильме “Дайте жалобную книгу”.
Их даже обыграли в мультфильме “Бременские музыканты”.
Конечно же - они блестяще сыграли в нестареющей “Операции Ы”.
Потом задумали “Кавказскую пленницу”. Проект получился сложным, в нём наотрез отказывался играть Никулин. Он сдался только после нескольких недель уговоров - Гайдай буквально осаждал Юрия Владимировича. Когда собрали всю троицу, пошли разногласия из-за сценария: актёры убеждали Гайдая, что это полная ерунда и надо всё менять. Он согласился и позволил им переписать чуть ли не половину текста. А множество сцен, включая “уколы” и сцену на дороге с девизом “стоять насмерть!”, — чистая импровизация. В итоге кино получилось чуточку взбалмошным и бесшабашным. Поэтому так и полюбилось зрителю - “Кавказская пленница” стала лидером проката 1967 года, её посмотрело 76,5 млн зрителей.
Так что с троицей, да и с типажом Шурика, Леонид Гайдай попал в самое яблочко - их будут помнить всегда. Недаром сценарист Дыховичный говорил режиссёру:
Вы, Леонид Иович, таких типов нашли — на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос.
К сожалению, не вышло - на съёмках “Кавказской пленницы” Гайдай вдрызг разругался с Моргуновым и троица в его фильмах больше не появлялась.
Но звёздное трио всё-таки ещё мелькнуло на экранах: в “Семи стариках и одной девушке”, фильме-концерте “Этих невероятных музыкантах или новых сновидениях Шурика” и “Комедии давно минувших дней” (без Балебеса).
Эти проекты и в подмётки не годились “Операции Ы” или “Кавказской пленнице”, поэтому особого интереса у зрителей уже не вызвали.
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты.