Найти в Дзене

45. Тема 42. Морфемика. Состав слова. Морфемный разбор слова. Практическая работа.

Работа в тетради, напиши число, тему.
******* Прочитай стихотворение. Свирель поет печально,
стройно,
и птица напрягает мускулы.
О, как задумчиво и строго
акация
внимает музыке.
Взлетает птица
выше,
выше,
туда,
где солнце и цветенье,
а маленькая ветка вишни
хранит ее прикосновенье. Правда же, очень чувственное стихотворение! 1.Выпиши слова: печально, задумчиво, взлетает; подбери к ним однокоренные слова, запиши их, разделив на морфемы и выделив графически. 2.С помощью таблицы "Морфемный разбор слов" сделай морфемный разбор слов: напрягает, маленькая, прикосновенье. Проверь правильность своей работы. 1. Выписать слова: печально, задумчиво, внимает,прикосновенье; подбери к ним однокоренные слова, запиши их, разделив на морфемы и выделив графически. а) Печаль-н-о, печаль, печал-и-ть-ся, печаль-н-ый. б) За-дум-чив-о, дум-а, дум-а-ть, за-дум-чив-ый. в) Вз-лет-а-ет, вз-лёт, лет-а-ть, при-лет-а-ть. ******* 2.С помощью таблицы "Морфемный разбор слов" сделать морфемный разбор слов: напрягает, м
Оглавление
Художник Елена Широкова. Батик.Задание 1.
Художник Елена Широкова. Батик.Задание 1.

Задание 1.

Работа в тетради, напиши число, тему.
*******

Задание 2. Закрепляем знания по темам морфемики, используя стихи Беллы Ахмадулиной.

-2

Прочитай стихотворение.

Свирель поет печально,
стройно,
и птица напрягает мускулы.
О, как задумчиво и строго
акация
внимает музыке.
Взлетает птица
выше,
выше,
туда,
где солнце и цветенье,
а маленькая ветка вишни
хранит ее прикосновенье.

Правда же, очень чувственное стихотворение!

1.Выпиши слова: печально, задумчиво, взлетает; подбери к ним однокоренные слова, запиши их, разделив на морфемы и выделив графически.

2.С помощью таблицы "Морфемный разбор слов" сделай морфемный разбор слов: напрягает, маленькая, прикосновенье.

-3
-4

Проверь правильность своей работы.

1. Выписать слова: печально, задумчиво, внимает,прикосновенье; подбери к ним однокоренные слова, запиши их, разделив на морфемы и выделив графически.

а) Печаль-н-о, печаль, печал-и-ть-ся, печаль-н-ый.

б) За-дум-чив-о, дум-а, дум-а-ть, за-дум-чив-ый.

в) Вз-лет-а-ет, вз-лёт, лет-а-ть, при-лет-а-ть.

*******

2.С помощью таблицы "Морфемный разбор слов" сделать морфемный разбор слов: напрягает, маленькая, прикосновенье.

Напрягает, напряжение, напрягать, напряг.

1)Напряга-ет - окончание материально выраженное, передаёт значение формы глагола 3 лица, ед.ч., действит. залог, наст. вр., изъяв.накл.

2.Напряга-ет - основа производная, простая.

3. Напряг-а-ет, напряг-а-ть, пере-напряг-а-ть, напряг - корень напряг-.

4.Напряга-ет, напрягать, напряг.

1)Приставка - нет.

2) Напряг-а-ет, суффикс –а- . Выполняет словообразовательную функцию; в данном случае передаёт значение действия.

5.Не имеется.

6.Слово «напрягает» состоит из 3-х морфем: корень, суффикс и окончание.

*******

Маленькая.

1. Маленькая, малая, мал, мало.

Маленьк-ая - окончание материально выраженное, передаёт значение формы Им.п., е.ч. имени прил.

2. Маленьк- ая - производная, простая основа.

3. Корень МАЛ-.

4.Маленькая, малая, мал, мало.

1)Приставка - нет.

2) Маленькая, малая, мал, мало. Суффикс -еньк- выполняет словообразовательную функцию; в данном случае передаёт уменьшительно-ласкательное значение.

5.Не имеется.

6.Слово «Мал-еньк-ая» состоит из 3-х морфем: корень, суффикс и окончание.

*******

Прикосновенье.

1. Прикосновенье, касаться, коснуться, прикасаться.

Прикосновень-е - окончание материально выраженное, передаёт значение формы Им.п., е.ч. имени сущ.

2.Прикосновень-е - производная, простая основа.

3. корень -кос- (есть вариант -кас-).

4.При-кос-н-ове-нь-е, касаться, коснуться, прикасаться.

1)Приставка - при-, выполняет словообразовательную функцию; в данном случае передаёт значение ОКОЛО чего-либо.

2) Суффиксы: -н-, -ове-нь-(-ни-). все суффиксы в существительном выполняют словообразовательную функцию и передают значение действия и результата какого-либо действия.

5.Не имеется.

6.Слово «При-кос-н-ове-нь-е» состоит из 6-ти морфем: приставка, корень, 3 суффикса и окончание.

-5

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повтори все сведения по изученной теме.

-6

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.