Художник Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ так писал о Константине Егоровиче Маковском:
«Если кто из художников был популярен на Руси- то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки- то самое, что сближало художника со своим временем».
И это действительно так.
А вот что писал об отце, его сын Сергей Константинович:
«Отец мой в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную весёлость нрава, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холёный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем."
Конечно, при такой характеристике, да и его автопортрет тому подтверждение, недостатка в женском внимании Маковский не испытывал.
У художника были три жены, три музы, о которых и будет рассказ.
Надо сказать, что ко времени знакомства с первой женой у Константина уже была внебрачная дочь Наталья. Она росла в семье Константина Егоровича и жила под его опекой вплоть до своего замужества.
Елена.
В 28 лет Константин Маковский женился на юной, подающей надежды актрисе Императорского театра Петербурга, Елене Тимофеевне Бурковой.
Леночка получила образование в Швейцарии, хрупкая, болезненная, да и красавицей не назовешь, но была в ней какая-то неизъяснимая прелесть. Константин и Елена очень подходили друг к другу, оба обожали музыку. Это был счастливый брак духовно близких людей.
Но пришла беда, умер их сын, вскоре после своего рождения, и молодая мать так переживала потерю, что у неё открылась чахотка. Константин увез Елену в Египет, где сухой воздух, но ничего не помогало и молодая жена вскоре скончалась.
Константин Егорович погоревал, конечно, но недолго, молодость взяла своё .
Юлия.
Юлию Павловну Леткову Маковский встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе. Совсем юная красавица приехала в Петербург поступать в консерваторию на вокальное отделение.
У Юлии было лирическое сопрано и её музыкальность так покорила художника, что он не отходил от неё весь вечер.
Надо сказать, что Константин Егорович и сам обладал приятным баритоном и когда, на один из музыкальных вечеров, он пригласил Юлию и, усаживая рядом с собой, внезапно предложил стать хозяйкой своего дома, то все были в шоке.
Ему было 35 лет, а Юлии только 15.
Венчание состоялось через год и затем молодые укатили в Париж.
В Париже супруги Маковские нередко посещали музыкальные вечера в салоне знаменитой певицы Полины Виардо.
В Париже родился их первый ребенок, дочь Марина, которая прожила только восемь месяцев и умерла от менингита.
Юлия тяжело переживала потерю дочери, но время лечит, и она снова забеременела. Для поправки здоровья она уехала в Ниццу, а Константин Егорович, когда мог, приезжал к ней, и, в один из приездов, сделал первый портрет жены.
С той поры, и на протяжении 15 лет, Юлия Павловна была его незаменимой моделью.
Её сестра, Леткова Екатерина Павловна тоже иногда позировала художнику.
В 1877 году родился сын Серёжа, который стал любимцем Юлии Павловны. Мальчик с первых лет стал моделью для отцовских картин.
13 ноября 1878 года родилась дочь Елена (Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть жизни в Германии. Она училась живописи у Ильи Репина, а в 1902 году вышла замуж за австрийского скульптора Лукша).
В 1883 году родился второй сын - Владимир, его крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.
Однажды Юлия Павловна, ещё не оправившись от тяжёлых родов, в красном бархатном халате с голубой лентой в волосах, поднялась к мужу в мастерскую. Константин Егорович работал и, поначалу, не заметил жену.
Юлия села в кресло и стала не спеша разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся и ....поставив мольберт, стал быстро рисовать жену. Так появился один из лучших портретов Маковского.
Юлия Павловна была очень любящей и заботливой матерью, сама будила, одевала и кормила завтраком детей, а потом в любую погоду шла с ними гулять.
Летом 1888 года Юлия Павловна вместе с сыном Сергеем поехала в Крым. Погода была холодной, море — бурным, на обратном пути Юлия Павловна тяжело заболела простудой.
Плеврит продолжался более полугода. По совету врачей её отправили в Германию, в вагон больную вносили на руках. Старшие дети были при ней.
На курорте Юлия Павловна начала принимать грязи и быстро поправлялась, окружённая вниманием детей и друзей. В августе всей семьёй переехали в Биарриц. Там Юлия Павловна снова простудилась и, несмотря на длительное лечение на Средиземном море, через год плеврит повторился.
Константин Егорович разыскал в Германии хирурга-пульмонолога, и вовремя сделанная операция, спасла Юлию Павловну от гибели.
Весной её увезли в горы, курорты сменяли один другой, но организм восстанавливался медленно. Некоторое время сын Сергей носил мать на руках.
Константин Егорович навещал семью не часто, поскольку много работал.
В 1889 году Константин Маковский ездил со своими картинами на Всемирную выставку в Париж. Там он встретил Марию Алексеевну Матавтину и увлёкся ей.
Между 20-летней красавицей и 50-летним маститым художником вспыхнул роман. В 1891 году Мария рожает Константину Егоровичу сына Константина. Поездки к жене стали еще реже, при этом художник был мрачен и явно озабочен чем-то. Юлия Павловна была в неведении, что у мужа есть подруга на стороне. В последний приезд весной 1892 года Константин Егорович, наконец, признался жене в случившемся.
Юлия Павловна не простила мужа. В ноябре 1892 года она подала ходатайство:
«о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей»
Семь лет Юлия Павловна не давала мужу развода, требуя в качестве компенсации огромную сумму денег.
Все дети остались с Юлией Павловной и редко писали отцу. Сергей, боготворивший мать, так и не простил Константина Егоровича.
Мария.
Художник жил в Париже с Марией Алексеевной и сыном, а вскоре родилась дочь Ольга. В 1896 году – вторая, Марина. Маковский покупает мастерскую в Париже, мечтая навсегда остаться во Франции со своей новой семьёй, разорвав все связи с Юлией Павловной и взрослыми детьми от первого брака.
Весной 1898 года был официально оформлен развод и 59-летний Константин Маковский, летом 1898 года, женится на Марии Матавтиной, и суд узаконил их детей. В 1900 году в новом, законном браке, родился четвёртый ребенок – сын Николай. В 1902 году К.Е. Маковский составил завещание, по которому все права на его имущество переходили М.А. Матавтиной-Маковской и её детям.
В 1910 году художник получил чин действительного статского советника.
Смерть настигла 76-летнего художника совершенно нелепым образом. В экипаж, на котором ехал Константин Егорович, из-за небрежности кучера, на полном ходу врезался движущийся трамвай.
С тяжелой травмой головы Маковский был доставлен в больницу, где ему сделали операцию, но сердце не выдержало наркоза.
Похоронили Маковского Константина Егоровича на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
эпилог.
Юлии Павловне после развода с художником было всего 39 лет. И оставшиеся 56 лет она прожила в эмиграции с семьей сына Сергея, помогая ему писать воспоминания об отце.
Спасибо за внимание