С появлением компьютера в нашей жизни всё меняется как в лучшую так и в худшую сторону с благими намерениями, а порой в погоне за освоением бюджетов на инновации.
Об этом сегодня и поговорим.
Пять лет уже идёт внедрение ЕМИАС и ЕРИС в системе здравоохранения нашей страны, но честно говоря наблюдая как медперсонал с уровнем компьютерных знаний "эникей" (любая клавиша) и уровень персонала техподдержки ЕРИС и ЕМИАС в рамках бизнес-процессов их должности и не более.
Вижу сплошное отсутствие организационной грамотности среди руководства подразделений, так как они за чистую в лучшем случае бывший медперсонал подразделения, который вообще в полном не понимании не только бизнес-процессов, но и своих обязанностей.
В течение этих пяти лет постоянная текучка кадров медперсонала, которое периодически цепляет за собой руководящий состав подразделений. Что сказывается и на качестве оказания медицинской помощи населению. При такой ротации медперсонала приходится по заявкам выезжать в одно и тоже ЛПУ, а то и подразделение, а иногда и к аппарату ежедневно, не говоря о консультациях по средствам мессенджеров в большинстве случаев на видеосвязи.
Как правило 90% не имеет отношения к не исправности медицинского оборудования, а человеческому фактору, как медперсонала, так и руководства в изложении проблемы в заявке. Фраза "аппарат не работает" присутствует в 100% заявок при их наличии, а так в мессенджере или звонке. Из 100 сообщений 50 это не знание инструкции по эксплуатации аппарата и отсутствия не только времени, но и желание ее читать, оставшиеся 40 не связаны не с аппаратом не с медперсоналом в рамках инструкции к аппарату, а относятся к организационной и информационным технологиям в медицине в виде ЕРИС, ЛИС и ЕМИАС. Ну оставшиеся 10 естественно относятся к оборудованию вытекающие из проблем организационного спектра и положения нашей страны известного всем.
Чтоб не быть голословным расскажу о том как сегодня войдя в любую ближайшую поликлинику для получения медицинской помощи по получению больничного и выписке у терапевта рецепта для лечения недуга, вы будете вынуждены постоять в очереди из пенсионеров до терминала, чтоб записаться на приём терапевта, могу заверить на сегодня или утро завтрашнего дня это крупное везение. Не факт, что из трёх терминалов все три работают, а не показывают сообщение об ошибке или крутят эфирный канал с Ютуба. А причина их не исправности как правило в ошибках проектирования компьютерных сетей не соизмеримые с их применением, так как в одной сети и системы безопасности, телефонная связь между кабинетами, электронная очередь, передача электронного документооборота бухгалтерии и других административных подразделений, а ещё медицинских подразделений лабораторной, лучевой, функциональной и иных диагностик, а так же рабочие места врачей и медперсонала, скорость сетей равна домашнего интернета, а то менее.
Получив заветный талончик идем по времени к терапевту, при условии, что нам повезло не помереть от поднявшегося давления в попытках разобраться в хитро сплетениях интерфейса терминала, но наше счастье был рядом администратор поликлиники или смышлёный взъерошенный молодой человек с гаджетами, как правило местный студент айтишник, хотя пообщавшись с ним, как правило, я бы его назвал добрым словом 'Ламер".
И вот заветный день и час, скорее всего через неделю, так как раньше попасть к врачу не судьба, лишь только отсидев живую очередь к дежурному врачу ближе к закрытию поликлиники выйдя от него идёте получать больничный. Но у нас же инновационные поликлиники. Оказавшись у двери кабинета указанного в талончике добытом хладнокровием в указанный день и час, при по пытке войти в желанный кабинет мы слышим вопрос из-за спины "а у вас талон на какое время?" и гордо сообщив его вы будете обескуражены, что люди сидячие перед дверью уже ожидают до 40 минут своего приема по времени. Причиной такого казуса, что в терминалах запись каждые 15 минут, а пенсионеров много и они оказались шустрее вас, но медлительнее на приеме у врача перед вами, не говоря о возрастной глухоте и маразме, хотя и молодежь нынче склонна к этому.
Спустя 40 минут назначенного времени вы входите в заветный кабинет терапевта, но терапевт не найдя вашу электронную медкарту по медполису которому вы записались на прием, начинает вбивать ваши данные в силу усталости от общения с пенсионерами до вас. Не факт, что ваши данные в медкарте будут без ошибок, или из-за тормозов в компьютерной сети не выскочит ошибка 404, или сервер не найден, что в принципе нажатием клавиши F5 бывает различимо, но об волшебной клавише терапевт не в курсе. Вызванивает местного ИТшника по ЕМИАС, а у того все работает, так как он в другом здании или этаже, что реже, в непонятках бежит к ней думая, что у нее проблема с проводом типа интернет. Естественно пока он стучал копытами до ее кабинета, все само рассосалось, но время потеряно, как терапевта, ИТшника и Ваше.
Но терапевт послушал ваши лёгкие выписал направление на флюорографию или рентген, не говоря про анализ крови и прочих биоматериалов. И снова терминал ждёт Вас.
С забором крови проблем обычно не бывает, после терминала, но проблем хватает в лаборатории с аппаратом, точнее с принтером к нему и ЛИС в который надо внести данные и чтоб аппарат прислал результат исследования крови и иных биоматериалов, а они то в компьютерной сети. Хотя однажды читая техподдержку ЛИС сообщения типа:
Хотелось бы узнать о решении нашей проблемы. После обновления ЕМИАС уже 12 дней не передает назначения в ЛИС для нашего анализатора. Написаны две заявки в техподдержку. Выслали все документы. Но ничего не решается. Верните то, что уже работало😡 Заявка SD *** и INC***.
Представленное сообщение говорит о множестве проблем в организации технической поддержки и разработки ЛИС и ЕМИАС, а главная проблема в том, что техническое задание на разработку программы каждого бизнес-процесса пишет человек не имеющий полного представление компьютерных сетей, как имеющейся архитектуры, так и в принципе ее работы, имея образование для примера: педагога русского языка, физкультуры или в лучшем случае геолога, с курсами программирования от известных интернет-курсов, что на просьбу сделать поиск пациентов по ФИО слышишь вопрос "зачем?" и теряешь дар речи на продолжительное время. В техподдержке та же история, но с другим ракурсом занимаются люди без опыта и представления об архитектуре ЕМИАС, ЕРИС и ЛИС, основная задача которых стоит в том, что бы подсказать врачу где, что нажать и добавить в списки то чего нет, а очень надо врачу. Но как касается проблема технического аспекта, как правило отсутствует согласование обмена между системами за чистую по причине особенности компьютерных сетей, и реализации обмена в системе, без понятия о DICOM, а порой и уровней сетевой модели (извините за техжаргон, накипело), что любой ИТшник должен не только повторить ее из Вики (хотя с реальной картины там мало, что написано) на собеседовании при приеме на работу, но и реально понимать ее процессы.
В результате благих помыслов и намерениями техподдержки, но с более высоким уровнем знаний чем у большинства ИТшников ЛПУ и с бытсервиса на дому, читаю спустя не которое время после получения информации о проблемах:
Коллеги! У всех одинаковая проблема.
‼️Ожидаем восстановление серверов в ЦОД‼️
Спустя ещё какое-то время:
Коллеги, ждём, сервер ещё похоже не полностью в себя пришёл
И так почти ежедневно в течение пяти лет...
Понятно, что система большая и сложная, специалистов не хватает как говорят работодатели, а на деле в погоне за экономией, экономят на тех же специалистах, в стремлении снизить стоимость своих услуг, откуда вытекает сие выше приведенное. Проблемы комплексные, заложенные на стадии проектирования системы в силу не нехватки специалистов, а наличия тех кто не на своем месте в силу тех или иных обстоятельств. Опять же пример поиска работы специалистом через знакомые всем сайты трудоустройства. В поисках работы специалисту, чтоб пробиться до человека принимающего решение о приёме, нужно для каждой вакансии написать работодателя написать резюме соответствующее его тексту вакансии, что бы работник отдела кадров его мог увидеть в фильтре резюме в первых позициях. Не говоря о том, что вакансия, выложена кадровиком, в большинстве не соответствует потребностям той позиции на которую ищет специалиста работодатель.
В результате чего на позиции попадают хитрые, но не как специалисты своего дела, остающихся за бортом, по этому у нас хирурги крутят гайки в Автосервисе, инженеры халтурят на Авито или своих гаражах, и потихоньку все движутся в сторону Кардона.
Естественно в стает вопрос, по Чернышевскому.
Как это все исправить? Честно не могу найти решение быстрого во времени, но свой вклад я делаю как могу, консультация, обучение, подсказки, инфу разжевывая, заставляя думать, чего нынче мало кто хочет делать, но мои усилия это капля в море...